Всем привет!
Фото кликабельны.
Предыстория.
Родной бензонасос я менял на пробеге около 190 тыс. км в 2014 году. Не потому что он сломался, а потому что начал шумнее работать, к тому же читал, что нередко на наших машинах бензонасосы отказывали как раз в районе 190-210 тыс. км. Поэтому решил перестраховаться. Тогда был куплен и установлен насос фирмы AMD (так себе перестраховочка), код AMD.FP127
Ездил я на AMD-шном бензонасосе и горя не знал. И в Крым, и в Сочи мотался, изменений в динамике не заметил.
НО, в сентябре 2016 года (спустя 2 с небольшим года и 53 тыс. км после установки насоса AMD) машина начала глохнуть случайным образом. В процессе поиска причин упало подозрение и на бензонасос, было решено заменить его для теста, поэтому был куплен дешевый поддельный бензонасос Bosch 0 580 454 035 (вроде ВАЗовский).
Как потом выяснилось, бензонасос был не виновен. Но никто уже не полез возвращать обратно насос AMD (незаслуженно поменянный), поэтому он отправился в багажник как запасной…
Ездил я на поддельном Bosch и горя не знал (я вообще периодически забывал, что бензонасос то у меня засланный казачек).
НО, в январе 2019 года (спустя 2 с небольшим года и 56 тыс. км. после установки насоса Bosch) он откровенно зашумел. Я решил проездить на шумящем насосе еще месяцок (дотянуть до ТО), но у него были другие планы, и буквально через неделю насос умер по пути на работу. Заглох я в не удачном месте – на мосту на «бетонке» (А-107), где идет ремонт. Легковушки еще объезжали, а вот у грузовых и спецтехники начинались проблемы. Дабы не создавать пробку и не быть проклятым до третьего колена, я «ускакал» на стартере до спуска с моста, скатился с него на нейтралочке и весьма удачно зарулил в ближайший поворот. Вот она «православная» МКПП! Как раз тут-то мне и пригодился пылившийся 2 года в багажнике старый насос AMD. Полтора часа возни на морозе под метелью и машина завелась. Надо отдать должное AMD-шному насосу, заработал без проблем после двух с лишним лет хранения «на сухую».
Характеристики бензонасоса
Поскольку довольно неприятно глохнуть из-за бензонасоса на трассе, то запланировал замену AMD на ближайшее время. Все-таки он прошел 53 тыс. км, затем два+ года провалялся в багажнике и не было уверенности, сколько он еще протянет, это же AMD. Пусть лучше останется запасным.
В характеристиках бензонасосов слишком много неясностей, и мне кажется у меня больше вопросов, чем ответов. Изложу свое виденье, в комментах если что пишите.
Во-первых, ДАВЛЕНИЕ
Согласно ShopManual номинальное давление в топливной рампе на холостых должно составлять 3.5 Bar (350 Кпа).
Так или иначе, это давление, которое измеряется уже после Регулятора Давления Топлива (РДТ). То есть это давление, поддерживаемое РДТ в системе. Если говорить о максимальном давлении самого бензонасоса, то большинство насосов подобного элантровскому форм-фактора и размеру давят «в стенку» 5-6 Bar (а то и больше). И даже это не максимальное давление, а скорее давление, при котором сработает редукционный клапан в самом бензонасосе. Если перекрыть и этот клапан, то сколько даванет механика насоса не известно…
Но максимальным давлением насоса не оперируют, в характеристиках говорят о рабочем (номинальном) давлении бензонасоса. А что это за давление? Bosch в своих каталогах пишет «Systemdruck bei Nennspannung» что дословно переводится как «Системное давление при номинальном напряжении». Наверное, это что-то вроде того давления, которое требуется в рампе конкретного автомобиля, которое насос должен обеспечивать стабильно и с запасом (чтобы РДТ давление, создаваемое насосом, всегда уменьшал) и с которым этот бензонасос работает 90% времени, и оно для него «не напряжно» (при учете необходимости проталкивать бензин, как минимум, через фильтры). Кстати, скорость набора бензонасосом рабочего давления (и давления в целом, вплоть до максимального) также нельзя списывать со счетов, но это скорее проблема уже "умирающих" насосов.
Во-вторых, ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ. Производительность бензонасоса всегда указывается при определенном (рабочем) давлении, в литрах/час. Насос должен обеспечивать избыточную производительность даже в режиме полностью открытых форсунок при заданном в системе противодавлении. Давление 3.5 Bar, заданное в нашей Элантре, это как бы характеристика не бензонасоса, а регулятора. А вот производительность при этом давлении и способность работать на нем продолжительное время – характеристика бензонасоса.
Как правило, бензонасосы сделаны с большим запасом по производительности (обычно один и тот же насос идет на разные по объему ДВС в рамках одной модели). Вообще бензонасос не работает отдельно, он работает в системе питания, и в разных автомобилях даже при одинаковом давлении, задаваемом РДТ, имеется разная толщина магистралей, разное напряжение может на насос приходить, разные фильтры и состояние их загрязненности и прочее.
В общем, рабочее давление и производительность при этом давлении (при заданном напряжении питания) основные характеристики бензонасоса. Есть еще максимальное давление, потребляемый ток, обороты крыльчатки, диапазон рабочих напряжений, температурный режим и т.д. Эти параметры также могут влиять на итоговую производительность.
Производительность бензонасоса, достаточная для нашей Элантры, мне не известна. Есть расчеты (согласно пропускной способности форсунок и давления РДТ), по которым вроде нам хватит вообще литров 30-40 в час при 95% загруженности форсунок… Больше они физически не способны через себя пропустить. Кстати, насосов с такой малой производительностью в принципе не производят, и видимо, не спроста.
Выбор бензонасоса
Я рассматривал либо оригинальный Bosch, либо оригинальный Hyundai\KIA.
НАСОСЫ BOSCH
Bosch производит сотни разных видов бензонасосов, многие из которых могут подойти для Элантры по размерам и характеристикам. Приведу список некоторых наиболее часто упоминаемых\используемых
0 580 453 453 (60 л/ч при 3.5 Bar, от 1800 руб.) — легендарный «десяточный». Ходят слухи (не подтвержденные математическими расчетам), что может не хватить производительности, но ИМХО уж для 1.6 должно хватать во всех режимах.
0 580 454 035 (оф. характеристик нет, в инете пишут 90-110 л/ч при 3.5-3 бар, от 2200 руб.) – вроде как тоже ВАЗовский, более производительный. Встает без проблем.
На вышеупомянутые насосы такое кол-во подделок, что покупать надо только в проверенных местах и по адекватной цене (не могут они стоить 800 руб.)
0 986 580 908 (характеристики не указаны, от 3300 руб.) – единственный официальный бензонасос Bosch для Elantra j3. Это так называемый «Elektrokraftstoffpumpe mit Teilen», то есть насос + допы. По факту внутри коробки лежит бензонасос Bosch 0 986 AG1 304. Он не пробивается на оф. сайте и его нет в бумажных каталогах, но он пробивается в интернет-магазинах и можно купить отдельно по цене от 1700 руб.
К слову, насос 0 986 AG1 304 лежит и в составе других наборов, например, берем оригинальный Bosch 0 986 580 943 для Mitsubishi Space Runner 2.0, открываем его и видим тот же насос 0 986 AG1 304.
0 580 453 477 (105 л/ч при 3.0 Bar) — в разделе «применимость» написано Elantra (помимо десятка других авто), поэтому он нередко упоминается элантроводами, НО это для моделей j1 и j2. Сейчас в продаже его найти невозможно, есть официальная замена 0 580 454 094, и, внезапно, он идет уже на Equus, Grandeur, Genesis с моторами 2.7-3.8 литра. Характеристики не известны, но скорее всего, избыточны для нас.
0 580 453 443 (105 л/ч при 3.8 Bar, от 2200 руб.) – некоторые интернет-магазины выдают как аналог оригиналу, хотя по каталогу данный насос идет на старые Excel; Pony; S Coupe. В принципе, если по размеру идентичен, можно воткнуть, если достался по выгодной цене.
0 580 454 140 (характеристики не указаны, от 1800 руб.) – насос, неоднократно рекомендуемый Stafy666, они ставили такой на Элантры. Его нет в бумажном каталоге Bosch, но он пробивается на оф. сайте и указан как аналог для Chery, ASIA motors.
0 580 453 470 (в каталоге 3 Bar, в интернете 4 bar, производительность в каталоге не указана, в интернете 100 л/ч, от 1900 руб.) — идет для разных Hyundai\KIA, подойдет размером и схожие характеристики имеет (по рабочему давлению разве что вопрос). Производится в Бразилии.
Оригинальные насосы Hyundai\KIA
По Vin-у идет насос 31111-2D000 стоимостью от 6200 руб. Как официальную замену выдает более современный номер 31111-1G500 стоимостью от 5200 руб. Официальных характеристик ни первого, ни второго найти невозможно (в интернете пишут, что плюс-минус 90 литров в час при противодавлении 3.5 Bar, если у кого-то есть точный пруф – буду благодарен).
Кто производит бензонасосы для Hyundai\KIA на конвейер и для официальных запчастей в коробки Mobis?
Поставщиком бензонасосов (думаю и всего топливного модуля) для Elantra j3 была фирма HyundaM (не путать с Hyundai). Полное название Hyundam Ind. Co., Ltd. Ну почему была, до сих пор это основной поставщик бензонасосов для всех корейских (и уже не только корейских) производителей автомобилей, мотоциклов и другой техники.
Достаточно взять в руки пару родных бензонасосов, чтобы на каждом увидеть крупную надпись Hyundam
На более новых насосах Hyundam чаще встречается обозначение HIC
Отдельно насосы этой фирмы не купить, но в оригинальной коробке всегда будут именно они (имеется ввиду для номеров 31111-2D000, 31111-1G500, поскольку это не единственный поставщик бензонасосов для Hyundai\KIA, то по другим номерам могут приходить насосы других производителей-конкурентов)
Также нам вполне подходит насос 31111-25000 (от 5000 руб.) и его официальная замена 31111-1R500 (от 5000 руб.). Они идут на Accent, Getz, Matrix, Santa Fe и прочие. Эти насосы поставляются другим крупным производителем и поставщиком на конвейер Hyundai\KIA — DENSO. В конце 1940-х годов в Корее существовала компания POONGSUNG INDUSTRIAL, которая потом переименовалась в POONGSUNG ELECTRIC. Еще в конце 1970-х для первых Hyundai Pony они уже поставляли какие-то компоненты. В какой-то момент, судя по всему, их купила японская компания Denso. А в 2001-м году произошло очередное переименование в DENSO POONGSUNG CORP., сокращенно DNPS. Именно поэтому на бензонасосах, произведенных этой корпорацией, имеется логотип DNPS в овале.
Естественно они тоже открыли филиал в Китае в середине нулевых, возможно и в других странах.
Кстати, насос 31111-25000 можно купить под брендом Denso отдельно, он так и пробивается Denso 31111-25000. В таком случае он обойдется дешевле (от 3300 руб.).
Лично я решил остановиться на оригинальном бензонасосе для Elantra XD, но по коду официальной замены 31111-1G500, который приобрел в автодоке за 5100 руб. Насос пришел в упаковке как для внутреннего рынка Кореи, соответственно с голограммой Mobis, и, очевидно, в коробке лежал насос производства Hyundam
Вот только что меня cмутило, так это исчезнувшая надпись Made in Korea на самом насосе и отсутствие логотипа Hyundai! Позже я пересмотрел много фоток таких насосов, и действительно, на некоторых также нет значка Hyundai и страны производства. Возможно, сейчас они идут именно в таком исполнении, возможно, производятся не в Корее. Кстати очень интересно было бы посмотреть на маркировку насоса 31111-2D000 (который вроде то же самое, просто устаревший номер, но стабильно на тыщу дороже).
Кстати, пока искал информацию по всем этим давлениям и производительности, наткнулся на видео, где именно этот насос 31111-1G500 давит «в стенку» 6 Bar и не жужжит. В общем, это к вопросу о рабочем и максимальном давлении.
Топливные фильтры
Я бы рекомендовал менять топливные фильтры каждые 50-55 тыс. км (при использовании оригинала), ну или раз в пару лет.
Фильтр тонкой очистки, оригинальный номер 31911-2D000, стоимость в районе 1000-1200 руб. Я на 99% уверен, что их делает тот самый Hyundam. За все время, которое я езжу на этой машине (12 лет), я всего один раз поставил неоригинальный фильтр (Lynx LF-958M, других не было в наличии). Кстати, он был установлен одновременно с поддельным насосом Bosch, который накрылся через 56 тыс. км. Конечно, тут виноват не фильтр, НО многие недооценивают влияния фильтра на состояние дорогой топливной аппаратуры (тех же форсунок), тем более при нашем бензине. Единственная значимая вещь в фильтре (размеры опустим, только самые дешевые аналоги могут тут накосячить) это качество бумаги и ее набивки. У дешевых фильтров с этим могут быть проблемы. Лично я выбираю оригинал (все же я не меняю топливный фильтр через каждую замену масла).
Фильтр грубой очистки, оригинальный номер 31090-2D050, стоимость в районе 300 руб. К этому фильтру (сеточка) обычно предъявляются меньшие требования. Если вам достался фильтр в комплекте с бензонасосом (в том же наборе Bosch 0 986 580 908), то смело ставьте его. Если же требуется покупать отдельно, то ИМХО лучше оригинал. Стоимость позволяет, а все-таки эта сеточка единственное, что стоит на входе в бензонасос.
Есть еще один фильтр, который стоит в баке, оригинальный номер 31090-2D100, стоимость в районе 350 руб. Вроде как используется на обратке. Раз в 15 лет неплохо бы его заменить для профилактики. Но делать это весьма муторно, а если в сервисе, то, наверное, еще и не дешево. Так как надо бак приспускать. Я его купил на всякий случай, но менять пока не буду.
Дополнительные запчасти, полезные при замене бензонасоса или фильтров
Уплотнительное кольцо отверстия топливного модуля в баке. Оригинальный номер 31115-2D000, стоимость в районе 120 руб. Это кольцо нередко страдает при снятии или установки топливного модуля, а ведь оно напрямую влияет на герметичность системы и попадание запаха бензина в салон.
Крышка-гайка крепления топливного модуля, оригинальный номер 31152-2D000, стоимость в районе 150 руб. Поскольку обычно ее отвинчивают путем постукивания молотком через отвертку по граням крышки, то она может не пережить несколько замен фильтров. Лучше купить на всякий случай новую.
Уплотнитель-прокладка штуцера топливного насоса, оригинальный номер 31117-2D000, стоимость в районе 150 руб. В случае со многими насосами Bosch она идет в комплекте, также ее можно переставлять со старого насоса. Но со временем прокладка дубеет и лучше поменять. С оригинальным насосом она не идет в комплекте.
Также в топливном фильтре находится еще ряд уплотнительных колечек, их оригинальных номеров я не знаю (не продаются отдельно), но могут подойти от более новых Hyundai 311232H000. Либо смотреть тойотовские, какое-то наверняка подходит 9030104013, 9030108020, 9030115024, также от митцубы должно подойти MR529146. При случае проверю все это.
Итого запчастей закупил на 6824 руб., учитывая, что все оригинальное и сюда входит сам бензонасос, то это не дорого по нынешним временам. Посмотрите сколько бы это стоило на многих японцев или немцев…
Все это уже установлено, потом напишу коротенький отчет.
Удачи на дорогах!
14\03\2019