Тут мы с Dismond накануне обсуждали в его БЖ работу нашего замечательного двигателя в первые минуты после запуска. Решил я разобраться в этом вопросе, и так далеко углубился в дебри машиностроения, что на целый пост наскреб информации. Да и вообще, выяснилось что двигатель очень интересный и не плохой :)
Начнем:)
Не секрет, что последние тенденции в двигателестроении толкают производителей на снижение рабочего объема, в целях экономии топлива и снижения выбросов Co2. Все бы ничего, но масса автомобиля растет, дополнительное оборудование также требует энергии, а снижение объема двигателя, и как следствие мощности, ни к чему хорошему не приводит. Выход нашелся быстро. Как известно, мощность двигателя пропорциональна количеству топливо-воздушной смеси попадающей в цилиндры. При прочих равных, двигатель большего объема пропустит через себя больше воздуха и, соответственно, выдаст больше мощности, чем двигатель меньшего объема. Принудительно нагнать больше топливо-воздушной помогает турбина или компрессор. Даже динозавры двигателестроения, которые плевались в сторону турбы (BMW), сейчас наддувают свои блоки и получают за это престижные премии.
Но что ты мы отвлеклись от нашего двигателя. До него, в схожей мощностной категории у французов выступал 2 х литровый ew10a, являющий потомком еще более древнего XU, родом из 80 х годов.
ew10a выдавал 140 лошадей и 200 н.м. момента, при этом жрал бензин как крокодил, соответствовал нормам евро 4 и благополучно покинул это мир, уступив место моторам серии EP (Prince Engine), разработанным в сотрудничестве BMW с PSA Group и вставшему на конвейер в 2006 г.
Что получилось у таких именитых производителей? На бумаге неплохая вещица :)
Если рассматривать именно наш вариант, то:
Объем 1598 см.3
Диаметр цилиндра и ход поршня 77 мм x 85,80 мм
Степень сжатия 10,5/1
Мощность 150 л.с. при 4800 об.м.
Крутящий момент 240 н.м. при 1400 об.м.
Да да! При 1400!
Вот тут график сравнения момента серии EP и EW. Как говорится, без комментариев
То что двигатель вышел неплохим, говорит также и тот факт, что ставится он не только на пыжах и ситроенах, но и на мини куперах, бмв серий 1, 3 и даже 5!
Что то я забыл фото самого двигателя. Вот он красавец
А вот он же, в более привычном виде, с "декоративным" пластиком
Двигатель THP (Turbo High Pressure) имеет систему прямого последовательного впрыска с электронным насосом высокого давления. Кроме турбокомпрессора, механическая часть двигателя имеет распределительный вал с кулачками впускных клапанов с функцией постоянного изменения фаз газораспределительного механизма.
Основные технические характеристики данного двигателя:
— Прямой впрыск топлива позволяет сочетать повышенную мощность двигателя с умеренным расходом топлива. Высокое давление достигается за счет топливного насоса, установленного на конце вала с кулачками впускных клапанов. Максимальное давление в 120 бар позволяет через форсунки впрыскивать горючую смесь непосредственно в камеру сгорания с боковой стороны, что обеспечивает ее более однородное распределение. Степень сжатия при этом повышается до 10,5:1.
— Турбокомпрессор типа Twin-Scroll, особенностью которого является функция парного отбора выхлопных газов (из цилиндров 1-4, 2-3) и дальнейшее направление их в выпускной коллектор. Данная функция позволяет наиболее оптимальным образом направлять поток газов, обеспечивая сверхэффективную производительность турбины и значительно снижая провалы («турбоямы») в ее работе. При вращении турбина может развивать скорость до 200 000 об/мин, обеспечивая с помощью электронного блока управления ограниченное давление газов (до 0,8 бар) в выпускном клапане (Dump Valve). Таким образом, мощная подача топлива в цилиндры осуществляется начиная с режима 1 000 об/мин. Специально для охлаждения турбокомпрессора на двигателе установлен дополнительный электронасос перекачивающий охлаждающую жидкость после выключения зажигания. Соответственно нет нужды в установке всяких лишних устройств типа турботаймера. На двигателях THP впервые применяется датчик кислорода пропорционального типа, который позволяет регулировать смесеобразование по кислороду не только в режиме холостого хода и ровных нагрузок ( как линейный датчик) а и при мощностных и средних нагрузках. Пока пропорциональный датчик устанавливается не на все автомобили. Отличить его очень легко, к верхнему зонду подходит шесть проводов.
— Головка блока цилиндров с двумя распределительными валами, где распределительный вал для впускных клапанов имеет систему постоянного изменения фаз газораспределения. Данная функция позволяет улучшить крутящий момент на малых оборотах, а также снизить расход топлива и уменьшить выброс вредных веществ.
— Масляный насос с управляемой подачей масла обеспечивает подачу необходимого количества масла для смазки механических деталей и обеспечения их нормальной работы. Данная функция управления позволяет снизить расход топлива примерно на 1%. Помимо того, система смазки оборудована жидкостно-масляным теплообменником, встроенным в фильтр, и управляемым термостатом для более быстрого прогрева системы смазки и управления оптимальным температурным режимом, особенно в периоды наивысшей нагрузки.
— Корпус двигателя состоит из двух частей — корпуса блока цилиндров и корпуса головки блока цилиндров. Оба корпуса отлиты из алюминия, что обеспечивает их высокую прочность и снижает уровень рабочих шумов.
Неудивительно, что наш двигатель получил в этом году премию в категории 1,4-1,8 литра, заработав 267 очков и обогнав супер-пуперский 1,4-1,8 TSI Фольксвагена, не менее пупер-суперский 1,6 Турбо от Форда и 1,5 Скайактив от Мазды. Бебебе!
И выиграв также в 2007, 2008, 2009 годах
К слову, не могу не рассказать о блуждающих в сети слухах, о том что наш THP имеет режим Overboost, кратковременно повышающий момент до 260 н.м. при соблюдении следующих условий:
1. температура двс около 90грд (разогретый двигатель)
2. педаль газа нажата больше, чем на 80%
3. включен режим кик-даун (с щелчком)
4. включена 3я, 4я или 5я передача
5. текущие обороты больше 1600-4500 об/мин
и отключается, если:
1. прошло больше 25 секунд
2. сброс газа больше, чем на 0.5 секунды
3. текущие обороты превышают 5200 об/мин
Однако реальных подтверждений этому не найдено, но известно, что Overboost есть на версиях THP 175, установленных на миникупере, пыже RCZ и RC.
Но не стоит огорчаться, ибо обычный 308 пыж с THP 150, загнанный на стенд показал 261 н.м.:)))
Вот такие пироги.
Кстати, кому интересно почитать насчет коробки Aisin, то милости прошу к smo50
вот сюда, подробнее и яснее, по моему, сложно все описать.
Теперь о минусах. Сложно назвать какие то конкретные конструктивные недостатки, которые систематически появляются и тянуться до сих пор, с момента выпуска, двигатель вполне надежен, я много читал о нем, и чего то смертельно опасного не нашел ((немного о надежности)
Наверное самое главное, это во время менять масло, и желательно почаще, т.к. двигатель очень не любит любого вида отложения и нагар.
Ну и смириться с шумом при запуске, ибо это особенность цепи грм, применной у нас.
И напоследок мои наблюдения. Кроме естественного шума при прогреве, у меня резонировал теплоизоляционный экран на выпуске. Он задевал то ли за кислородный датчик или за болты крепления турбины. Сделан он из тонкой жести, и пока двигатель не нагрелся, я его туда сюда погнул и нашел "тихое" положение.
Вот фоточки:
Вот как то так, всем ровных дорог :)