Создавался двигатель CAXA вместе с модификациями CAVE, BLG, CAVD, BWK, CAVF, BMY, CFBA и CAXC, вошедшими в серию EA111. Все указанные версии являются турбированными, объем моторов либо 1,2 л, либо 1,4 л (TSI 1.2 и TSI 1.4, соответственно).
Поскольку CAXA серию начинает, изготовителем заложены самые низкие характеристики двигателя – 1,4 л объема, 122 л. с. мощности, турбонагнетателем с рабочим давлением 1,8 бар вместо турбокомпрессора.
Технические характеристики CAXA
Главной особенностью 1,4 литровой версии TSI 90 кВт является наддув нагнетателем без использования турбины, что обеспечивает в двигателе высокий крутящий момент 200 Нм на малых и средних оборотах 1500 – 4000 мин-1, наиболее использующихся в городском цикле. Другими словами, промышленный тюнинг получился эффективным и недорогим, как по себестоимости, так и по бюджету эксплуатации.
Дополнительно схема двигателя обеспечивает понижение температуры нагнетаемого воздушного потока. Для этого во впускной тракт интегрирован специальный жидкостной охладитель. Внутри ГБЦ изменена геометрия всасывающих каналов, поэтому переключающаяся заслонка стала лишней во впускном коллекторе, конструкторы производителя ее полностью убрали.
Выглядят технические характеристики CAXA следующим образом:
Изготовитель VAG
Марка ДВС CAXA
Годы производства 2005 – …
Объем 1390 см3 (1,4 л)
Мощность 90 кВт (122 л. с.)
Момент крутящий 200 Нм (на 1500 – 4000 об/мин)
Вес 126 кг
Степень сжатия 10
Питание инжектор
Тип мотора рядный бензиновый
Зажигание катушки для каждой свечи
Число цилиндров 4
Местонахождение первого цилиндра ТВЕ
Число клапанов на каждом цилиндре 4
Материал ГБЦ сплав алюминиевый
Впускной коллектор полимерный, встроен охладитель наддува
Выпускной коллектор единый модуль с турбонагнетателем
Распредвал оригинальный профиль кулачков четырехгранный, ход 3 мм
Материал блока цилиндров чугун
Диаметр цилиндра 76,5 мм
Поршни оригинальные, облегченной конструкции
Коленвал стальной
Ход поршня 75,6 мм
Горючее АИ-95
Нормативы экологии Евро-4/5
Расход топлива трасса – 5,1 л/100 км
смешанный цикл 6,2 л/100 км
город – 8,2 л/100 км
Расход масла максимум 0,5 л/1000 км
Какое масло лить в двигатель по вязкости 5W30, 5W40, 0W30, 0W40
Масло для CAXA по составу зимой синтетика, летом полусинтетика
Объем масла моторного 3,8 л
Температура рабочая 90°
Ресурс ДВС заявленный 300000 км
реальный от 400000 км
Регулировка клапанов гидротолкатели
Система охлаждения принудительная, антифриз
Объем ОЖ 10,7 л
Помпа с пластиковой крыльчаткой
Зазор свечи 1,1 мм
Порядок работы цилиндров 1-3-4-2
Масляный фильтр с обратным клапаном
Маховик 6 посадочных отверстий
Болты крепления маховика М12х1,25 мм, длина 26 мм
Компрессия от 13 бар, разница в соседних цилиндрах максимум 1 бар
Обороты ХХ 750 – 800 мин-1
Особенности конструкции
Индустриальная форсировка высококвалифицированными сотрудниками концерна VAG наделила двигатель CAXA следующими конструкционными особенностями:
навесное оборудование – внутрь ТНВД встроен ограничительный клапан давления;
коллектор впускной – внутрь вмонтирован охладитель;
топливная система – корректирует объемы бензина по реальному расходу;
привод ГРМ – цепной, необслуживаемый, что позволяет отодвинуть капитальный ремонт на 200000 км пробега;
система охлаждения – двухконтурная рубашка;
турбонагнетатель – имеет перепускной клапан и позволяет увеличить мощность;
маслонасос – высокопроизводительная версия Duo-Centric для больших объемов масла;
головка блока цилиндров – для подогрева катализатора применен двойной впрыск;
коленвал – стальной;
смесеобразование – послойное за счет высокого давления в момент запуска;
блок цилиндров – высокопрочный серый чугун;
лямбда-зонд – работа в гомогенном режиме;
регулировка фаз – бесступенчатого типа;
контроллеры ЭБУ – Бош, версия прошивки MED5.20.
Впускной тракт имеет компактную конструкцию для быстрого отклика турбронагнетателя, уже на малых оборотах.
Плюсы и минусы
Важными преимуществами движков этой версии являются конструкционные особенности:
чугунный блок – гарантия ремонтопригодности и высокого ресурса;
непосредственный впрыск с фазовращателем;
цепь ГРМ рассчитана на весь эксплуатационный ресурс мотора без замен;
турбонаддув без снижения срока службы мотора.
К недостаткам ДВС CAXA можно отнести несоответствие реального ресурса цепи ГРМ заявленному, высокий расход топлива и смазки.
Наддув регулируемый, однако рекомендовано придерживаться инструкций производителя при настройке мощности/расхода топлива. При 1200 оборотах уже обеспечивается 80% крутящего момента, что идеально для городского цикла. Впускной коллектор жаропрочный, выдерживает без деформаций 950 градусов.
Форсунки ВД шестиструйные, поэтому дно поршня всегда остается полностью смоченным.
Система ЭБУ принимает показания от 20 датчиков, некоторые из которых одновременно являются регулирующими устройствами.
Список моделей авто, в которых устанавливался
Практически все дочерние предприятия, входящие в состав VAG, использовали мотор CAXA в своих автомобилях. Турбированным ДВС комплектовались Audi:
А1 – субкомпактный 3/5 дверный хетчбэк;
А3 – малый 3/5 дверный хетчбэк.
Монтировался движок в Seat:
Toledo – пятидверный лифтбэк;
Altea – компактвэн;
Leon – универсал, 3/5 дверный хетчбэк;
Ibiza – миниатюрный хетчбэк.
Широко применялся мотор в машинах бренда Skoda:
Fabia – все типы кузова;
Yeti – пятидверный городской кроссовер, сборка в РФ, Украине, Казахстане и Чехии;
Octavia – универсал и лифтбэк, седан для Китая;
Superb – универсал и лифтбэк;
Rapid – пятидверный лифтбэк, четырехдверный седан (индийская сборка).
И, наконец, головное предприятие концерна комплектовало ДВС CAXA сразу несколько модификаций Volkswagen:
Touran – 5/7 местный компактвэн, только для экспорта в Китай;
Jetta – четырехдверный классический седан, сборка в 5 странах, в том числе, РФ;
Tiguan – пятидверный кроссовер;
Golf – 3/5 дверный хетчбэк;
Scirocco – спортивный хетчбэк;
Beetle A5 – компактный «жук», мексиканская сборка;
Passat CC – четырехдверный купе/седан;
Polo – малолитражка, все типы кузовов;
Passat – универсал, хетчбэк, седан.
Столь широкий диапазон применения свидетельствует, что устройство ДВС действительно универсальное для любых платформ и кузовов, коробок и сцеплений.
Регламент обслуживания CAXA TSI
В целях сохранения ресурса 150 – 200 тысяч км пробега производитель рекомендует вовремя обслуживать двигатель CAXA:
10000 пробега – фильтр и масло, замена;
100000 км – цепь ГРМ, проверка в три раза чаще;
60000 пробега – свечи, замена, регулировка расстояния между электродами;
40000 км – топливный и воздушный фильтр, замена или очистка;
30000 пробега – замена АКБ и антифриза, прочистка вентиляции картера.
В руководство по эксплуатации эти операции и сроки их проведения включены в обязательном порядке. При несоблюдении «слетает» гарантия производителя. В комплектацию ДВС входит достаточно надежное навесное оборудование, возможна модернизация для дальнейшего повышения мощности.
Обзор неисправностей и способы их ремонта
Даже после улучшения конструкции мотор CAXA гнет клапана, если рвется приводная цепь ГРМ. Существует несколько поломок, характерных для этой именно модификации движка:
Неравномерная работа ДВС после запуска — подобное поведение характерно для указанной конструкции — после прогрева работа мотора нормализуется
Резкая потеря мощности («не едет») — выработка управляющего турбиной клапана — замена узла целиком
Треск мотора — ослабшая или вытянутая цепь — регулировка натяжителем или немедленная замена
В ДВС очень надежные прокладки, замена требуется реже, чем в предыдущих версиях TSI. Следует учесть, что после выключения зажигания насос рециркуляции ОЖ еще некоторое время работает. Не следует оставлять машину с этим ДВС на парковке с включенной передачей. Возможен перескок цепи на одно звено и посещение СТО, соответственно для регулировки, выставления фаз.
Варианты тюнинга мотора
Изначально двигатель CAXA уже турбирован производителем, что гораздо надежнее, чем самостоятельный тюнинг. И все же, улучшить эксплуатационные характеристики можно еще больше в сравнении с заводскими настройками.
Это один из немногих вариантов, когда чип тюнинг приносит долгожданные 150 л. с. мощности, а в нетурбированнх движках перепрошивка практически незаметна. Для этого применяется прошивка Stage 1, практически не влияющая на ресурс движка.
Таким образом, мотор CAXA TSI 1,4 л/122 л. с. является среднесильной модификацией серии. Конструкторами использовано несколько уникальных конструкционных решений, например, охлаждение воздуха перед агрегатом наддува, фазовращатель и двойной впрыск под высоким давлением.
Информацию взял отсюда