Всем привет. Поскольку автомобиль в будущем будет полностью разобран с целью покраски — решил сразу позаботиться о безопасности и установить антиблокировочную систему тормозов (ABS).
По своему опыту скажу: торможение с системой ABS гораздо эффективнее, колёса не блокируются, автомобиль не уходит в занос и движение максимально прогнозируемое (в т.ч. в момент вращения руля). Особенно это актуально для мокрого асфальта.
☝Внимание! Далее текст для понимающих. Для остальных думаю будет не интересно.
И так продолжу. Изначально сомневался в возможности установки ABS+EBD на карбюраторную машину. Однако, ознакомившись с электросхемами пришёл к выводу, что это возможно. В схеме подключения в принципе ничего сложного нет. Единственное требуется установить двухконтурный ГТЦ+ВУТ от Приоры (Калины), протянуть иным образом тормозные магистрали, а также демонтировать регулятор давления задних тормозов (колдун).
Как ни странно в электросхеме самым сложным является подключение световых индикаторов о неисправности ABS и EBD к щитку приборов 2108(НП). Просто так замкнуть минусовые контакты блока ABS на светодиоды не получится. Нужна схемка, имитирующая наличие щитка приборов от Лада Приора (Калина). Иначе гидроагрегат будет выдавать постоянные сигналы о неисправности ABS и EBD. О нюансах подключения световых индикаторов расскажу в будущих записях.
В качестве индикатора неисправности ABS буду использовать контрольную лампу Освар 2212-3803-77, в качестве индикатора EBD — контрольную лампу Освар 2212-3803.
Более подробно об установке ABS расскажу в будущих записях. Пока остановлюсь на перечне приобретенных запчастей. Практически всё новое, куплено через Yulsun. Бюджет системы с учётом покупки новых запчастей составит не более 15-17 тыс.рублей. Сейчас вложено около 15 тыс.руб. (закупал запчасти поэтапно по мере финансовой возможности). При желании можно купить на разборке и сэкономить примерно половину либо даже 2/3 бюджета, но не известно как себя в будущем поведут гидроагрегат и датчики ABS.
На данном этапе купил практически всё, за исключением тормозных трубок и отдельного блока предохранителей. Трубки и прочие мелочи планирую купить по мере установки блока ABS и финишной сборки.
Сейчас в наличии имеются:
1. Гидроагрегат ABS Bosch.
Артикул: 11180.3538010.00. Блок раннего производства, сканируется по K-линии (более современные блоки работают по CAN-шине) и в нем програмно отсутствует функция ESC (система курсовой устойчивости).
В обиходе данный гидроагрегат именуется как "дорестайл" либо "старого образца". Является самым главным и дорогим устройством в системе ABS, состоящего из электронасоса, электромагнитных клапанов (соленойдов) и блока управления. При средней каталожной стоимости в 20-25 тыс.руб. сумел найти у иностранного поставщика по цене в 5776 руб.
2. Оригинальные датчики ABS Bosch.
Артикулы передних: 265007885 (1118.3538350), задних: 265007886 (1118.3538370). Made in Romania. Цена за комплект из 4-х датчиков — 3000 руб. Если покупать по АвтоВазовским артикулам и в фирменной упаковке Lada, то выйдут в 1,5 раза дороже. Основное предназначение датчиков — это считывание информации о скорости вращения колеса. Передние датчики устанавливаются на поворотные кулаки, задние — внутри тормозного механизма. Крепятся на специальные кронштейны, о которых расписано ниже.
К сведению: Зазор между датчиком скорости и зубцами ротора переднего колеса должен составлять 0,45-1,55 мм; зазор между датчиком скорости и ротором заднего колеса — 0,2-2,3мм.
3. ВУТ+ГТЦ в сборе TRW (артикул 11180-3510008-10) либо ДААЗ (артикул 11180-3510006-11) от Калины, Гранты, Приоры.
В своём случае решил сразу раскошелиться и купить новый ВУТ+ГТЦ от именитого бренда "TRW". Цена 6000 руб. Основное отличие ГТЦ от восьмерочного заключается в наличии двух тормозных магистралей вместо четырёх. Для установки нового ВУТа требуется удлинение толкателя, к которому крепится непосредственно педаль тормоза.
4. Роторы переднего колеса.
Артикул: 11180.3538390.00. Цена за комплект: 300 руб. Данные зубчатые кольца устанавливаются на ШРУСы и служат механизмом для считывания информации о скорости вращения передних колес.
5. Роторы заднего колеса.
Артикул: 11180.3538400.00, цена за комплект: 360 руб. Данные пластины устанавливаются между тормозным барабаном и ступицей колеса. Служат механизмом для считывания информации о скорости вращения задних колес.
6. Кронштейны передних датчиков ABS.
Артикулы: правый 11180.3538410.02, левый 11180.3538411.02. Цена за комплект: 550 руб. Кронштейны устанавливаются на передние поворотные кулаки. Для этого нужно немного отшлифовать плоскость поворотного кулака и просверлить в нём два отверстия, на один из которых нарезать резьбу под крепёжный болт.
7. Кронштейны задних датчиков ABS.
Артикул: 11180.3538416.01. Цена за комплект: 600 руб. Кронштейны устанавливаются на задний тормозной щит. Для этого необходимо просверлить отверстие на тормозном щите и установить колодки от Приоры, на которых предусмотрено специальное окошко под датчики ABS.
8. Разъём датчика ABS (4 шт.)
Производитель Сargen, артикул АХ-332. Цена 80 руб. за штуку. Данный разъём предназначен для подключения датчиков ABS (со стороны колеса). В заводском исполнении проводка к задним датчикам ABS подлежит укладке внутри салона вдоль левого порога.
9. Кронштейн гидроагрегата 1118-3538300-00
Производитель АвтоВаз, цена 150 руб. Данный кронштейн предназначен для крепления блока ABS к кузову автомобиля.
10. Разъём блока ABS версии 8.1
Производитель Bosch, покупал на разборке, цена разъёма с фрагментами проводов — 500 руб. Артикул не известен, маркировки на разъёме никакой информации по поиску не выдают.
11. Крепежные и иные элементы
1118-3538432-00 — пластиковая скоба крепления жгута переднего датчика АБС;
11180-3538324-00 — демпфер гидроагрегата (резиновая подушка между блоком АБС и кронштейном;
11180-3538436-00 — пластиковая скоба крепления заднего датчика скорости;
21700-3538434-00 — металличечкий кронштейн жгута заднего датчика скорости.
В окончание записи приведу артикулы тормозных трубок от Приоры. Возможно кому-нибудь пригодятся в похожих начинаниях по установке системы ABS:
— 2170.3506500 — трубка первичного контура (от ГТЦ к блоку ABS);
— 2170.3506510 — трубка вторичного контура (от ГТЦ к блоку ABS);
— 2170.3506540 — трубка на переднее правое колесо (от блока ABS к колесу);
— 2170.3506550 — трубка на переднее левое колесо (от блока ABS к колесу);
— 2170.3506560 — трубка на заднее правое колесо, короткая (от блока ABS до днища);
— 2170.3506570 — трубка на заднее левое колесо, короткая (от блока ABS до днища);
— 2170.3506620 — трубка на заднее правое колесо, длинная (вдоль днища);
— 2170.3506630 — трубка на заднее левое колесо, длинная (вдоль днища);
— 2110.3506100 — трубка к заднему правому колесу (задняя балка);
— 2110.3506110 — трубка к заднему левому колесу (задняя балка).
Продолжение во второй части.