Эти разъемы на Elantra j3 стоят на датчиках положения коленвала, детонации, электромагнитном клапане адсорбера — 2-контактные; на датчике холостого хода, положения распредвала — 3-контактные. Разбираются они одинаково.
Опыт пригодится при работе с любой европейской машиной — эти разъемы используются очень часто.
У себя я собрался поменять разъём на датчике коленвала. Сейчас он у меня висит на проволочной стяжке — разломан сам корпус и не фиксируется как положено.
Прежде чем сгибаться под капотом в неудобной позе, неплохо сначала потренироваться в домашних условиях.
Сегодня речь пойдёт о том, как его аккуратно разобрать, не сломав.
Конечно, существует специальный экстрактор компании AMP, и у него даже есть свой каталожный номер 785072-1
Порядок достаточно простой — воткнули, вытолкнули контакт, перешли к следующему
Так выглядит экстрактор клемм заводского изготовления.
Эти вещи всё-таки достаточно специфичны, хотя и не помешали бы в личном гараже.
Мы пойдём другим путём — как использовать подручные средства для разбора.
Для начала изучим конструкцию разъема:
1. Защитный рукав — очень хорошо если есть. Он обеспечивает равномерный изгиб проводов по косе, не даёт образовываться углам и не приводит к переломам медных жил — самым неприятным неисправностям в электрике. Внутренние заломы и обрывы имеют непостоянный контакт, из-за них ЭБУ считывает неверные показания с датчиков. Хорошо, если контакта нет совсем — такую жилу можно вызвонить, а если нет? Вот! Делайте хотя бы подобие рукава из изоленты и лучше из черной х/б — она не лопается на морозе в отличие от ПВХ.
2. Провод. В ПВХ изоляции, многожильный. сечение обычно 0,5мм2
3. Уплотнитель. Дальше мы посмотрим на конструкцию клеммы и вы увидите, что уплотнитель прификсирован к самой клемме и вытаскивать его снаружи бесполезно. Уплонитель — достаточно важная вещь в обеспечении герметичности разъема. Некоторые разъемы (например, на датчике положения рапредвала) имеют вертикальное расположение и при неисправных или отсутствующих уплотнителях будут ловить всю грязь и влагу и, как следствие, потащит за собой коррозию и отгнивание проводки внутри разъема.
4.Клемма. Достаточно сложное инженерное сооружение, призванное обеспечить надежный контакт. Изготовлено из специальной упругой электротехнической бронзы.
Обратите внимание, что эти разъемы стараются не паять. Их обжимают специальными клещами, которые не только сохраняют нормальную геометрию, но и обеспечивают контакт хорошего качества в течение всей жизни соединения. Припои — это неплохо, но для пайки разъемов нужны специальные высокопрочные припои. Соединения в машине часто бывают навесу или под нагрузкой из проводов, так что постоянная тряска при движении рискует разломать любую пайку обычным мягким припоем. Компонентов в ЭБУ это не касается — их вес существенно меньше.
Исходя из чертежа видно, что экстрактор сначала поджимает защелки клеммы, а потом, уперевшись в её край, выталкивает её из разъема, что мы и попытамся повторить.
Нужный нам инструмент:
1.Игла-зонд — очень рекомендую. Лучше использовать две штуки. С обычными иглами хуже. Я купил в радиолюбительском магазине. Цена ему была 90р.
2. Переточенное шило, так чтобы у него конец был прямоугольного сечения, примерно 2 x 1 мм. 50 р
3. Игла для пошива кукол — большая и длинная. 12 р
Вот здесь видно чем игла-зонд лучше обычной иглы. У зонда — очень плавный подъем на кончике и хорошая сталь. И иглы подъем более крутой, что не хорошо — она не проходит глубоко в разъем.
Приступаем:
Шаг 1. Сначала поджимаем одну из защелок контакта иглой (так чтобы руками почувствовать, что мы ее поджали), потом с другой стороны поджимаем вторую защелку контакта иглой-зондом (это очень легко), почему их лучше использовать два.
Шаг 2. Берем наше переточенное шило, упираем в контакт и начинаем выталкивать его наружу, до тех пор пока он не покажется с обратной стороны. После этого его можно аккуратно потянуть за провод и вытащить из разъема.
Обратите внимание на заделку уплотнителя и обжим клеммы. Уплотнитель обжат в специальные лапки на контакте. Кстати, бронза материал упругий, но при этом не очень пластичный, два раза её переломил "вперед-назад" и она лопнула. Так что осторожнее.
Всё готово. При должной сноровке разъем разбирается без малейших повреждений без специнструмента меньше чем за полминуты. Так что теперь, если вам в сервисе начнут говорить "что тут работы на полдня" — это ложь.
Мы исходим из того, что обычно замены требует корпус разъема. Сами контакты, даже в крайне неблагоприятных условиях эксплуатации, остаются живыми, только могут быть немного погнуты.
При обратной заделке всё выправьте, отогните в исходное положение защелки, если они были согнуты и соберите в обратном порядке.
1. Если у вас есть защитные чехлы — не забудьте их поставить перед установкой разъема! иначе разъем потом придётся опять разбирать снова.
2. Не перепутайте контакты! Схему, при неверной заделке разъема, можно вывести из строя. Даже если вам "всё понятно" — лучше зарисуйте расположение проводов, с указанием всех цветов и ориентиров.