Антикоррозийная обработка кузова уходит в историю. Почти никто не обрабатывает сейчас новые автомобили, как это было принято еще лет 15 назад. Большинство современных машин цинкуются при производстве, что обеспечивает защиту от коррозии на срок превышающий срок эксплуатации.
Обычно современный автомобиль покупается на три/четыре года, а дальше еще столько же на вторичном рынке и стоимость ремонтов превышает остаточную стоимость машины. За это время оцинкованный кузов не успевает заржаветь, да и заводской антикор продолжает работать. Так что Шнива в немногочисленном ряду машин за кузовом которых нужно следить. Тот же Дастер противостоит коррозии значительно лучше.
Пройдет еще пара лет и новая Нива, на базе B0 с агрегатами Рено приобретет устойчивость к коррозии, но потеряет постоянный полный привод, историю и харизму. Встанет в один ряд с безликими одинаковыми соплатформенниками, вроде Lada X-Ray. Но это отдельный разговор, сегодня об антикоре.
Долго выбирал, чем же обработать скрытые полости и колесные арки после замены порогов. Вариантов глобально не много. Это «пушечное сало», «мовиль», Динитрол МЛ, Раст-Стоп, минеральное масло и комбинации всего перечисленного.
Первое что я планировал использовать, это смесь пушсала и минерального масла. Почему-то эта смесь противопоставляется «обычным восковым антикорам» хотя пушсало это и есть смесь церезина, который разновидность парафина с минеральным маслом.
Поскольку пушсало поставляется твердым, для нанесения на автомобиль его растапливают, добавляют в состав еще минерального масла и наносят распылителем. Некоторые автомобилисты используют отоработку, АТФку, трансмиссионку, Раст-Стоп, что принципиально ничего не меняет. Просто в смесь парафина с маслом добавляется еще масла, что придает смеси больше текучести.
Еще в ту же смесь можно добавить растворитель, что еще упростит нанесение, а когда растворитель испарится, смесь образует плотную жирную пленку. Иногда туда же добавляют «мовиль», который в свою очередь тоже смесь масла, парафинов и растворителя. В итоге есть иллюзия «секретного проверенного рецепта», а на самом деле просто смесь твердых, жидких и летучих углеводородов в произвольной пропорции.
Никого не осуждаю, но задувать в машину отработанное масло, неизвестного состава «мовиль» или индустриальную смазку я не хочу. Купленный мною по случаю мовиль Оил-райт оказался сомнительной жижей консистенции манной каши с сильнейшим запахом солярки. Мне продукт категорически не понравился, на тестовой железке защитной пленки не образовал, подойдет макисмум для защиты крепежа и мелких деталей.
Отдельно скажу про широко рекламируемый Раст-стоп. Странный материал, купить его в розницу негде, профессиональные антикор-центры его не используют, принцип действия «создание проникающей масляной пленки» радикально отличается от 90% всех антикорозийных средств. Он не используется промышленно ни одним автопроизводителем и не имеет конкурентов. Что-то такое я уже встречал, настораживает.
Известно, что советский МоВиль был попыткой воссоздать иностранный консерват. Законодателями мод в средствах обработки скрытых полостей тогда были, да и сейчас остаются шведы. Есть даже устойчивое определение «шведский ML метод». Не было ли название Мовиль (Москва-Вильнюс) подражанием шведскому ЭмЭль, ведь созвучно же? И по составу, и по назначению Мовиль безусловно относился к ML средствам.
Помимо собственно антикоррозийной защиты средство должно обладать дополнительными свойствами, о которых часто забывают люди покрывающие свои автомобили смесями на основе пушсала. Средство должно удобно, не пачкаясь наноситься. Должно обладать нейтральным запахом и быстро переставать пахнуть вообще. Должно легко удаляться при кузовном ремонте, быть пожаробезопасным и безвредным.
Поэтому мой выбор это готовые шведские составы. Выбирал между Динитрол и Меркасол, второй мне было удобнее купить. Да и в видах Динитролов я запутался, с Auson как-то попроще: Mercasol 1 и Mercasol 3. Вместе с ними купил для сравнения отечественные Прим ML и Vanger bodysafe.
Меркасол 1 в пороги, задние арки внутри и двери. При нанесении образует гладкую сплошную пленку, которая надежно держится на вертикальных поверхностях. При нанесении практически без запаха, легкий запах сохраняется после обработки на несколько дней.
Прим ML более жидкий, менее липкий состав. Пленка цветом заметно светлее, наверно больше похож на Динитрол. Тоже практически не имеет запаха и в отличие от меркасола продается в ближайшем магазине, что большой плюс.
Меркасол 3 жирный состав с битумом в составе. Предназначен для нанесения на днище и колесные арки снаружи. При нанесении на автомобили с пробегом рекомендуют поверхность предварительно загрунтовать ML составом.
В применении понравился, образует плотную черную пленку, которая не пачкается но и не засыхает. У меня задние подкрылки были лихо прикручены на саморезы от которых пошла расползаться ржавчина. Подкрылки демонтировал, поэкспериментирую с антикорами.
Vanger Bodysafe это битумный состав для днища от Прим. Честно говоря, мне он не подошел. В отличие от Меркасол 3 он не содержит воска, а напоминает скорее полимерно битумную мастику. После нанесения от образует сплошную эластичную битумную пленку.
Думаю, для обработки новых автомобилей он подходит, но коррозия под этой пленкой будет развиваться, если уже началась. Для эксперимента Vanger нанес на усилитель заднего бампера. Этой детали достается на орехи в последнее время.
Битумные антикоры предотвращают появление коррозии на новых машинах, но рано или поздно ржавчина все так развивается в стыках панелей и завальцовках. Это приводит к разрыву пленки антикора по стыку и дальше металл уже беспрепятственно ржавеет. Поэтому и бесполезно наносить чисто битумные составы на подверженные коррозии детали. тонкую пленку разорвет, а под толстой будет просто ржаветь, пока не рассыплется в труху.
В итоге, первое знакомство с Меркасолом считаю удачным, посмотрим как поведут себя обработанные детали через несколько лет.
Баночку пушсала пока далеко не убираю, думаю обработать смесью пушсала с маслом и растворителем лонжероны внутри под днищем. Такая обработка выйдет втрое дешевле чем готовые составы, а ответственность там не такая как в дверях.
Update (Через полгода) :
Искал материалы, которыми защищают от коррозии ретро автомобили после реставрации. Нашел удивительное: оказывается немцы очень хвалят препарат с невыговариваемым названием Mike Sanders korrosionsschutzfett.
Хвалят настолько, что в объявлениях о продаже олдтаймеров отдельно пишут «кузов обработан Майк Сандером, ближайшие сорок лет можете не заботиться о его сохранности». Так вот этот препарат суть наше привычное пушечное сало, которое растапливают в специальном термостате и вытесняющим пистолетом наносят на кузов.
Немцы используют его как в скрытых полостях, в дверях, так и на открытых участках днища вдоль стыков и завальцовок. Эта информация заставила меня по иному взглянуть на смазку ПВК.
Как и собирался, к зиме обработал днище от лонжерона до порога горячим пушсалом с уайт-спиритом. Антигравийным пистолетом это было удобно, получается ровный толстый слой. Разбавленное растворителем сало не застывает в инструменте.
После этого внутри лонжерон "загрунтовал" тонким слоем пушсала и обработал МЛ составом Прим.
Он хоть и понравился меньше, чем Mercasol, но достать Прим проще.
Для пробы проверил насадку для скрытых полостей на прозрачной бутылке. Оказалось, что антикор через нее ложится неравномерной пленкой с пропусками. Поэтому старался обрабатывать одно место несколько раз, через смежные отверстия в лонжеронах. Одной банки хватает с приличным запасом, средства можно не жалеть.
Двухслойное покрытие задних арок из ML / Mercasol 3 вместо подкрылка показало себя хорошо. Осталось мягким внутри, эластичным и прочным снаружи. Думаю после зимы также обработать передние арки.