Осторожно! Далее очень много букв, если время Вам дорого, то даже не начинайте читать.
Вы все наверно помните, что достаточно давно я обещал рассказать о своих впечатлениях от смены 16 на 17 диски и соответственно эксплуатационные впечатления о шинах MICHELIN Primacy 4 в размере 225/45 R17 исполнение XL.
Небольшая ретроспектива событий:
1) Купил я машину на Velorum 16 c с резиной Yokohama AE50 размерности 205/55 R16, которую я прям в салоне поменял на зимнюю резину NOKIAN HAKKAPELIITTA 9 той же размерности, о чем я рассказал в первой части.
2) Затем была зимняя эксплуатация, где Хакка показала себя с самой лучшей стороны. Приближалась весна и мне не давали покоя понравившиеся давно оригинальные диски Trius 17 размера. Я долго себя уговаривал, что мне это не надо, что это только внешний вид и выброшенные на ветер деньги. В это время я прочитал много обзоров и тестов шин и дисков, в усмерть замучал распросами владельцев 17 размера, я даже написал пост №2 на тему размеров 16 VS 17.
3) Все знают, что VAG это модульный конструктор, который позволяет практически штатно модернизировать свое авто. Итак я влился в струю модернизаторов и решил себе поставить систему прямого контроля давления в шинах и одновременно идея поставить Trius 17 победила и я заказал новые диски и резину Yokohama AE50, но уже в процессе пришел к покупке MICHELIN Primacy 4. В общем это был 3й, самый длинный и занудный пост о моих впечатлениях по эксплуатации Nokian Hakkapeliitta 9, муках выбора 16 VS 17, особенностей установки датчиков RDKS и собственно актуальных параметрах шин Yokohama AE50 и MICHELIN Primacy 4 в размерности 225/45 R17 и исполнении XL. Если вы решили его почитать, то запаситесь терпением.
И так как времени постоянно не хватает я все время откладывал этот вопрос, за это время я уже успел установить и ввести в строй систему RDKS, сделать интересные манипуляции с атмосферной подсветкой и выводом информации на AID. Но я решил собраться, хоть и поздно, но добить тему с новыми шинами.
Итак дальше я постараюсь рассказать кратко о том, почему я решил поставить MICHELIN Primacy 4 и 17 размер, стоит ли бояться перехода с 16 на 17 размер дисков, собственно краткая ретроспектива установки, впечатления о эксплуатации Мишек. Поехали.
Почему я решился сменить 16 на 17 размер?
Ну во первых мне очень, ну очень нравятся заводские диски Trius, хотя особого негатива к Velorum у меня нет. Это тот момент который грыз мне голову всю зиму и который заставил читать обзоры и донимать владельцев 17 размера расспросами о их впечатлениях. Ну красивые диски, что поделаешь — тут есть два довода за. Первый — это внутренняя хочуха, тут спорить трудно. Второй — эти диски весьма прочны и при этом не критично тяжелы, по крайней мере для мох целей. Я честно просмотрел аналоги, но мне ничего не понравилось и подход "мы не такие богатые люди, чтобы покупать дешевые вещи" уже много раз оправдывал себя и я не смог заставить себя купить не оригинал.
Второй вопрос это вопрос безопасного передвижения. Я любитель комфортной и безопасной езды, и при этом мне не важна спортивная сторона шин. Одно но — мне не хватало ярко выраженного желания руля вернуться в нейтраль на трассе, если кратко, то мне не нравился пустой руль. Другими словами я хотел резину, которая утяжелит мой руль, при этом мне не важно, как она шлифует асфальт, но очень важно, чтобы она хорошо держалась за дорогу в сложных условиях, например дождя, эффективно тормозила, но при этом не сильно сопротивлялась качению, была мягкой и тихой. Вот с таким противоречивым списком требований я начал рассматривать шины в 17 размере.
Первое, что я решил сделать, это задать вопросы тем, кто имеет 17 размер, а лучше тем, кто имеет опыт перехода с 16 на 17 размер. Задал я очень много вопросов, почитал не мало постов и, за исключением пару человек, резюмируя я могу сказать, что 98% сказали: "Машина не чувствует (ну или ты не почувствуешь), что перешел с 16 на 17 размер в отношении изменения динамики на любом двигателе, мягкость упадет минимально и сильно зависит от резины, можно даже получить обратный эффект, ты получишь положительный эффект в управляемости". Забегая вперед я скажу, что я согласен с этим выводом.
После этого я утвердился в том, что буду брать диски Trius 17 размера, теперь настало время определиться с конкретной шиной, которая уложиться в узкие рамки моих требований и при этом стоить не как формульные слики. В этом деле мне помогли неплохие обзоры на этом ресурсе. Вспомним таблицу, которую я приводил, которая отражает ответы на все мои требования и почти совпадает со списочным составом шин которые я рассматривал. Еще раз — я искал надежную и комфортную, а не спортивную шину, отсюда и варианты.
Чтобы не вдаваться в нюансы, я расскажу о своих впечатлениях после прочтения обзоров основных конкурентов, которые рассматривал:
1) MICHELIN Primacy 4 — комфортная, мягкая, но прочная (упругая, не дует шишки), вторая по ходимости, идет тихо, хороший выбег (экономичность), хорошо на сухую, практически лидер по скорости начала аквавпланирования, хорошая по шумности;
2) Continental PremiumContact 5/6 — все очень хорошо как на сухую, так и на мокрую, комфортные, но очень мягкие, у них относительно быстрый износ, подвержены повреждениям, самые дорогие;
3) Bridgestone Turanza T005 — хорошая управляемость во всех режимах (фактически это больше спорт, чем премиум комфорт), средний износ, прочные, но очень шумные и не особо комфортные;
4) Yokohama Blue Earth-A AE50 — самые тихие и износостойкие, прочные, одни из самых тихих, хорошо на сухую, но на мокрую на троечку, хорошо по мягкости, (забегая вперед — тяжелые), лучшие по цене;
5) Разные Nokian — средние по всем показателям, но чрезвычайно быстрый износ.
Почитал я все это и решил, что от добра добра не ищут и решил купить Yokohama Blue Earth-A AE50 и даже заказал, тем более, что по цене они очень даже приятные. Я решил, что худшие характеристики в воде я смогу пережить, но червячок засел в голове. В запасных у меня на тот момент были MICHELIN Primacy 4, которой я очень симпатизировал, но цена блин…, я даже поехал в магазин и пощупал ее — если честно я удивился какая она упруго-мягкая и очень качественная на вид. С этого момент червячек превратился в змею, но я уже ждал Йоку. Когда приехала Yokohama Blue Earth-A AE50 я попросил ее посмотреть и был очень разочарован бронированным бортом этой шины, я конечно понимаю, что сам выбрал исполнение XL (усиленная), но не настолько. чтобы быть похожей на ранфлэт (вы помните, что я успел пощупать Мишку). Я реально испугался сочетания жесткого борта и 45 высоты профиля в отношении мягкости передвижения 5й точки. Я был в раздумьях и решил взвесить — Yokohama Blue Earth-A AE50 — 10,8 кг, MICHELIN Primacy 4 — 8,9 кг в размере 225/45 R17 исполнение XL. У меня отпали сомнения, хотя я не гонялся за спортивностью, но больший вес шина/диск это большие нагрузки, как на двигатель, так и на подвеску, читай тот же комфорт. Я отказался.
Я выбрал и заказал MICHELIN Primacy 4 225/45 R17 XL и новые заводские диски Trius в серебре — его спецификации: заводской номер 5E0 071 497L 8Z8, производства Германии, размерность 7.0J x 17", ET49. С этого момента я решил больше не сомневаться и просто поставить выбранное.
В день, когда приехали все необходимые компоненты, мы также с братом поставили и отцу новую резину, поэтому я оказался у дилера с утра и в ожидании своей очереди поставил новые рамки, о чем также писал.
В общем дошла очередь и до меня и меня уже ждали коробки с дисками, на которых муха не сидела, и стопка шин. Не буду повторяться, о том, как собирали колеса и ставили датчики RDKS, поэтому просто ряд фото.
Повторюсь, о чем я писал ранее — пока я ждал установки у меня было время рассмотреть шины и я, как инженер заметил одну интересную особенность — шашечки протектора шин нарезаны не просто с равными интервалами, а с постоянно изменяющимся шагом нарезки и чередованием в рядах. Т.е. нарезка выглядит как с каждой шашечкой длина меняется при этом меняясь все время на разную величину плавно увеличивающимся средним шагом примерно четверть окружности, потом уменьшаясь, при этом со сдвигом по рядам. Кто понимает — выглядит очень интересно и впечатляет с инженерной точки зрения. Для чего это сделано? Это сделано, чтобы избежать резонансных шумов когда каждая новая шашечка ложиться или поднимается с асфальта она не резонирует с другими тем самым снижается высокочастотный гул от места контакта шины с дорогой.
Да, кстати, кто не знает. На дисках часто сбоку наклеены красные и желтые кружки. Для чего они? Все очень просто — производитель после изготовления проводит контрольные замеры и помечает желтыми кружками (иногда буквой L) самую легкую часть диска и/или шины (в радиальном направлении), а красным кружком самую тяжелую. Соответственно если шина также отмаркирована, то просто совмещаем желтый кружок с красным или разводим два красных(желтых) кружка на противоположные концы, чтобы добиться минимальной необходимости в грузиках.
Тем временем машину подняли на подъемник и сняли Зиму, дав мне возможность забросать весь пол камешками из протектора, а также снять машину снизу, мало ли когда пригодиться.
Кстати мы помним, что ставил я шины в исполнении XL, что значит помимо усиленного борта (читай устойчивость на пробой шины), так же шина имеет защитные бортики для обода диска и в сочетании 225 ширины шины и 7,0 ширины диска позволяет спрятать диск за поверхностью шины, что является плюсом при контакте с боковыми препятствиями.
Хочется отметить, что визуально шина выглядит очень качественно, а боковая поверхность имеет очень мелкую насечку, которая дает боковой поверхности шины эффект бархата и колесо смотрится действительно премиально. Кстати тут я писал о чернении, можно посмотреть, как смотрятся шины вблизи.
Запись опять затянулась. Итак мы установили колеса и пора бы поделиться собственно впечатлениями.
Выводы и впечатления
Первые впечатления конечно же — это очень красиво и машина на 17х Триусах и хорошей резине смотрится очень элегантно, да именно элегантно, а не дорого или спортивно — мне такой стиль ближе к сердцу, аристократично что ли.
По динамике — я (мотор) не почувствовали ни увеличенную массу сборки 17 колес против 16, ни увеличенную ширину шины 225 вместо 205. Даже учитывая мой мотор машина как разгонялась нормально, так и разгоняется (спортсменов прошу не обсуждать 1,6 — каждый использует машину в своих целях). Возможно разница есть и чтобы ее компенсировать я просто немного больше давлю педаль газа и мотор до переключения крутиться чуть выше и это даже лучше для динамики, так как обороты ближе к пику момента, но фактически я вообще не почувствовал, что 17е колеса отяжелили машину и я потерял в динамике. Честно — вообще не почувствовал. По расходу — мой рекорд 7,5 л/100 км в городе, средний 8,5 л/100 км в городе, 6,0 л/100 км — на трассе (на 16й зиме было 5,8 л/100 км на трассе). Конечно чудес не бывает и увеличенная ширина и вес должны брать свое через расход, думаю 0,2-0,3 л/100км — разумная плата за увеличение диаметра диска, но фактически это трудно прочувствовать. Кроме того данный мишка очень неплохо катиться, что вносит свою лепту в экономичность. Т.е. ответ всем, кто боится переходить на 17 диск вместо 16го (ну или с 15 на 16й) — вы не почувствуете разницы в динамики, она на грани заметности.
По управляемости — машина стала менее валкой (хотя на мой вкус она и так не особо валкая), машина провоцирует проходить повороты интенсивнее, так как ты чувствуешь очень хорошее сцепление. Один раз пришлось тормозить в пол и машина встала, как вкопанная, АБС даже не сработал с 65 км/ч до нуля. В дождь все также стабильно и предсказуемо — никаких позывов к аквапланированию, если не выходить за рамки разумного. Руль стал более вменяемым с выраженным центром, а повороты дают приятную тяжесть на руле. На трассе машина бежит очень собрано и колею я лично не почувствовал — машина едет куда я ее, а не дорога направляет. В общем минусов я не нашел, все очень надежно.
По комфорту — тут есть одна особенность, которую надо учитывать. Так как эта шина летняя, то она любит большие температуры, скажем 22-25С и выше, чтобы по комфорту работать, как должна. Если температура ниже этого предела, особенно если вы только отъехали с парковки, то ничего критичного, но в нюансах вы чувствуете, что шина холодная и она чуть больше шумит и чуть более жесткая, но опять же это минимальный эффект. Эта шина сама по себе тихая, но с ростом температуры уровень шума еще снижается. Уровень шума находиться в комфортных пределах в хорошем смысле этого слова, но шина немного чувствительна к микрорельефу покрытия. Т.е. если покрытие мелкозернистое (ну скажем покрытие с улучшенными фрикционными свойствами, как его называют), то вы, как бы чувствуете на кончике попы, что это за покрытие, но опять же это минимальный уровень. Если покрытие хорошее, то минимальный шум и микровибрация вообще исчезает, шум шины, как бы растворяется, как будто колеса просто сняли — очень интересный эффект. По мягкости хода шина неожиданно комфортная, учитывая, что это вроде бы 45 высота профиля и усиленная боковина. Но фокус в том, что эта усиленная боковина очень упругая, как надутый волейбольный мячик, в противоположность ожиданиям жесткого эффекта как футбольного мяча. Когда ты проезжаешь крупные неровности то шина его отрабатывает одним интенсивным движением, т.е. вы чувствуете. что проехали неровность, но она отработалась очень быстро энергичным поглощением не доставляя дискомфорта. Мелкие неровности шина не пропускает на кузов — тут вообще все очень комфортно. Еще раз повторюсь — я реально представляю данного Мишку, как хороший реально резиновый и упругий мячик, способный упруго поглотить удар, по другому трудно объяснить. При этом надо учитывать, что езжу я на давлении 2,5 бар на холодную, которые разогреваются до 2,7 бар в пути (на днях до 2,8 бар при 33 С наружного воздуха) и у меня даже желания нет снижать давление, все очень комфортно. Так как у меня стоит RDKS я вижу это все в реальном времени.
По стойкости — как я сказал выше, эти шины имеют усиленную боковину XL и защитный бортик окантовки диска, который полностью прячется за боковой плоскостью шины, плюс нормальные давления в районе 2,5-2,7 бар. Ни разу пока не было намека на пробой шины и любые последствия, надеюсь и не будет. Но скажу откровенно, что даже учитывая аккуратную манеру езды, с этими шинами я не имею (точнее потерял) чувство беспокойство за то, что у меня низкий профиль и мне надо за это беспокоиться.
Вот как то так — опять длинно и много воды… Если есть вопросы задавайте.