С первого дня владения Ёжиком я точно знал и был уверен, что штатный отопитель я использовать не буду. Во-первых, ездить зимой я не собираюсь. Во-вторых, вещь не надёжная и, как говорят, жутко пожароопасная.
Однако все аргументы против отпали с приходом аномально прохладного сентября. Ездить в холодной машине, когда видно пар изо рта, то ещё удовольствие. И тут уже, как говорится, сытый голодному не товарищ. Желание ездить в тепле победило, и сподвигло потратить 2 выходных дня на разборки с печкой.
Стоит сказать, что печкой никто никогда раньше не пользовался, то есть она абсолютно новая. Тот, кто читает мой блог, знает, что замена шлангов, чистка контактов бензонасоса, промывка регулятора расхода топлива была произведена ещё зимой (смотри запись "Климат контроль по-запорожски" в 2 частях).
Зачем я все это менял, если не собирался пользоваться? Руки чесались отремонтировать. Да и, честно говоря, хоть пользоваться отопителем я не хотел, но подсознательное желание видеть его исправную работу было. А теперь появилось желание что ни есть сознательное и холодной погодой обусловленное.
Итак, начну с начала. Как же я оживлял агрегат с гордым названием ШААЗ.
Не хочется пересказывать инструкцию по эксплуатации, но вдруг кто-то столкнулся со схожей проблемой и сейчас читает этот пост (лучше все же инструкцию), надеюсь мой опыт будет кому-то полезен.
Чтобы включить печь необходимо потянуть на себя соответствующий переключатель и перевести в первое положение (у него их 3: выкл., 1, 2).
В первом положении подаётся питание на: вентилятор (печка начинает гудеть как самолёт), свечу накаливания и дополнительное сопротивление (если потрогать рукой после 30-40 секунд, то можно почувствовать, что они теплые), лампочку на приборной панели.
Я перевел переключатель в первое положение, работы вентилятора слышно не было. Думаю: "Ага, наверное, вентилятор сдох". В Ютубе много роликов, в которых авторы показывают, что вентилятор нужно провернуть пальцем, мол он закисает, и дальше он работает нормально. Что-то меня этот совет не впечатлил, и я, вооружившись мультиметром, пошел прозванивать провода. Было опасение, что при установке отопителя на место я накосячил с проводами на колодке и не так их подключил, отсюда и отсутствие питания на вентиляторе. Но нет, опасение не подтвердилось, все было подключено верно.
Почему же не крутит вентилятор? А может подключить его напрямую к аккумулятору и посмотреть что будет? Так и сделал.
Зажужжал!
Так, значит вентилятор рабочий, но нет питания. Прозваниваю провода, идущие от той ячейки, в которой провод питания вентилятора, к кнопке-переключателю. Обрыва нет. Значит дело в кнопке.
К кнопке подключены 3 провода: серый — постоянный плюс, жёлтый и голубой (один из них питает вентилятор, свечу и доп. сопротивление, лампочку, а другой бензонасос и электроклапан, ху из ху уже не помню).
Пощупал мультиметром — да, на сером проводе есть напряжение в 12 В. В положении кнопки "выкл." на жёлтый и голубой провода напряжение не поступает. Перевёл кнопку в 1 положение, щупаю, напряжение ни на одном из проводов не появилось. 2 положение так же: постоянный плюс есть, а на другие провода не идёт. Не порядок. Значит дело в кнопке. Снимаю.
А вот саму кнопочку снять было не легко, резьба закисла. Пришлось держать пассатижами металлический штырек и отворачивать пластиковую кнопку.
Далее, дербаним корпус переключателя. Отвёрткой нужно отогнуть усики, которые удерживают текстолитовую пластину.
Не церемонясь, взял 250 наждачку и зачистил контакты, просто проводя целиком всю пластину по ней, после заполировал более мелкой.
Перед сборкой обратно нужно убедиться, что правильно поставлен "треугольный контакт". Суть в том, чтобы он смыкал в первом положении плюс и первый провод, а во втором положении плюс и 2 провода одновременно. Можно прикинуть при сборке, ничего сложного.
И вот я довольный собой, найдя причину неисправности и вроде бы даже как устранив ее, присоединяю это удовольствие обратно. Включаю, и … вентилятор заработал! Правда лампочка на приборной панели не загорелась. Снимаю лампочку, ставлю на её место лампочку индикации поворотников, включаю в 1 положение кнопку — горит. Ага, значит лампочка была неисправна, заменил.
Снова включаю отопитель. Жду, как положено, 45 секунд и переключаю на второе положение. Жду и жду, ещё минуту и ещё, а лампочка то не гаснет! Из дефлектора дует холодный воздух. Бензонасос не щелкает… Выключаю.
Надо проверить работоспособность бензонасоса. Снимаю его и прислоняю контактами к аккумулятору. Работает!
В чем же причина? Неужели с кнопки не идёт питание?
Вооружившись мультиметром начал эксперименты.
(Изложенное далее не является руководством к действию, автор не несёт ответственности в случае воспламенении вашего автомобиля или гаража)
Сначала я убедился в том, что работает электроклапан. Для этого при снятом бензонасосе достаточно подать плюс на него, а именно вот сюда:
Подвёл провод — щелчок. Значит клапан исправен. В мануале советуют проверять его при снятом регуляторе расхода топлива: если в этот "карбюратор" налить бензин, и он не будет вытекать из канала, то клапан исправен.
Далее я проверил, приходит ли плюс к бензонасосу вообще. Для этого жёлтые провода питания бензонасоса я подключил к красному щупу мультиметра, черный на массу и включил второе положение кнопки. В этом положении должен работать бензонасос. Питание есть! Может масса была плохая? Установил бензонасос обратно, шланги подачи топлива не подключал. Включаю 2 положение — щелкает, бензонасос работает!
Ну, думаю, да, наверное плохой контакт на массу был, поэтому не качал. Собрал все как было. Включаю отопитель. Не запускается. Насос не качает.
Значит дело в топливопроводе. Наверное забился, хотя как и чем, ведь шланги то новые! Проверю ка я жиклёр!
Чтобы его выкрутить нужна маленькая шлицевая отвёртка. Выкрутил, продул. Заодно открутил медную трубочку, через которую идёт топливо на свечу. Продул, чистая.
Не найдя причину в регуляторе расхода топлива, начал дербанить топливопровод от насоса к "карбюратору". И параллельно проверял на каждом участке, качает ли насос.
Итак, поехали:
Подключаю как положено к регулятору, включаю отопитель. Не разгорается!
Отвернул свечу, чистая.
Ну ясно, значит виноват регулятор. Что в нем может быть не так? Может, игла закисла или поплавок, поэтому топливо и не поступает. Снял, разобрал, все в норме. Линия спайки поплавка при перевернутой крышке параллельна плоскости крышки. Входной канал продувается при опущенном поплавке и закрыт при поднятом.
Тут у меня уже кончились варианты. Пошел домой, чтобы утопить грусть в распитии чая и параллельно почитать инструкцию, посмотреть на эту тему записи на Drive 2, видео на Ютубе.
Интуиция подсказывала, что дело в насосе. Почему он качает хорошо, когда путь топливу совершенно свободен, и не качает, когда подключен как следует? Снял насос в третий раз.
Теперь задачка не для слабых умов. В чем причина того, что не качает бензонасос? Окислились контакты! Ан нет, чистые!
Пальцем пошевелил механизм, на котором располагается подвижный контакт, обнаружил, что он немного залипает посередине и не всегда возвращается к неподвижному контакту. "Вот она причина", — обрадовался я и побежал за WD40. Смазал пружинки.
Теперь контакт стал всегда возвращаться вверх при надавливании на него вниз и отпускании. Ставлю бензонасос обратно. Не качает.
Снимаю снова. Что то я упускаю. Что то невообразимо важное, но при том незаметное. В очередной раз открываю мануал и нахожу в нем один единственный абзац, рекомендации которого я не проверял:
Снял крышку бензонасоса и, как сказано в инструкции, сначала закрутил до упора диафрагму, а затем выкрутил ее на 4,5 оборота. Собрал. Установил на машину, подключил шланги. Ну, думаю, если это не поможет, то уже ничего не поможет. Запускаю отопитель в n-ный раз. И о чудо, после того, как я перевел переключатель во 2 положение бензонасос заработал! Отопитель наполнился гулом огненного факела, из дефлектора пошел заветный теплый воздух!
Индикатор, как и положено, после нескольких минут во 2 положении переключателя, погас. Печка перешла в автономный режим.
Радости не было предела. Оно и понятно: не имея опыта общения с подобными агрегатами смог разобраться и починить.
Отдельно хочется отметить нюансы работы печки:
1) думая, что двигатель работает громко, Я ошибался, вентилятор шебуршит так, что о двигателе и не вспоминаешь, разве только тогда, когда он работает на подсосе;
2) действительно жарит правую ступню, если открыта передняя заслонка на дефлекторе, если открыть заднюю, то жарит чуть меньше;
3) специфичный запах, нет не бензина и не выхлопов, похож на запах старого обогревателя с нитью накала;
4) если делать забор воздуха из салона, то он становится очень сухой, без шуток, чувствуется, как сушится слизистая носа и гортани, как будто феном, если немного открыть окно и сделать забор воздуха из улицы, то ситуация чуть лучше, но это всё мелочи по сравнению с тем, что теперь можно ездить в тепле.
Доволен как слон. Хотя понимаю, что конструкция данного агрегата не совершенна, сам думал о том, чтобы установить китайскую печку на подобии Webasto. Однако скоро машина будет жить в гараже, а пережить сентябрьские холода можно и с капризным старичком — стариной ШААЗом.