Тормоза придумали трусы. А карбоновые тормоза — трусы, специально обученные, углеродные :)
Будучи, на данный момент, единственным счастливым обладателем таких тормозилок в России, чувствую социальную ответственность перед коллегами и просто обязан раскрыть нюансы эксплуатации. Чтобы особо не томить, сразу скажу: потраченных денег не жалко и уверен, что вещь для трека просто незаменимая. Далее подробней.
Карбон-карбоновые тормоза производства компании Freno (frenocarbon.com/home/). По заявлению производителя тормоза используются в Формуле… Диаметр ротора 280 мм (опять же, по заверениям производителя, именно такой используют в Формуле) позволил приспособить данные диски для Лотуса.
Вот тут, пожалуй, стоит сделать меленькое лирическое отступление. Дело в том, что родные тормоза на Лотусе уже сами по себе неплохи. При использовании правильных колодок они легко справляются с небольшой массой автомобиля. Особенно, если установлены 308-мм BigBrakes от AP Racing, как это было сделано на Exige 240. Мне, конечно, удалось их перегреть за одну трековую сессию, но, как известно, с дуру можно все сломать:) В принципе, достаточно было сделать правильный обдув — и о тюнинге тормозов можно было бы забыть. Но душа хотела романтики, а ж$па — приключений:)
Согласитесь, приятно на своей шкуре опробовать какую-то новую феньку и потом с серьезным видом тратить рабочее время на то, чтобы ее расхваливать, вызывая правильную зависть:) Тем более, хвалить есть что.
Итак, комплект тормозов на морду состоит из самих карбоновых дисков, таких же колодок и алюминиевых суппортов производства Freno. То есть, с легкой грустью в глазах, пришлось снять замечательные 4-х штырьковые суппорта AP Racing и заменить их на пока-непонятно-что:)
Задние тормоза — это только карбоновые диски и колодки, устанавливаемые на родные суппорта
Первое, что бросается в глаза после распаковки коробки — это отсутствие веса самого тормозного диска. Даже человек, который уже перестал думать, что Лотус — игрушка, не может поверить, что они настоящие:) Нужно ли рассказывать, как положительно сказывается экономия в весе неподрессоренных масс на управляемости автомобиля? Если нет, имеем первый плюс в обоснование покупки:)
Следующий сюрприз ожидал сразу за воротами гаража. Оказалось, что нет не только веса роторов. На холодную нет самих тормозов! Совсем! Вот эта новость была совсем неожиданной и малоприятной. Я конечно, слышал, что карбоновые тормоза начинают работать только, когда прогреются. Но я представить не мог, что до этого их не будет совсем:( К счастью, эффект недолгий, если их быстро прогреть. Делается это следующим образом:
1. Выбираем ровный, пустой участок дороги.
2. Разгоняемся до 60-70 км/ч (до 80 не штрафуют;))
3. Тормозим в пол, почти до остановки (удивляемся, как не быстро это происходит)
4. Повторяем весь цикл 2-3 раза
5. Радуемся, что не обязательно тормозить об другую машину или дерево:)
Откровенно говоря, пару недель я не мог понять, правильно ли я сделал. Катаясь по городу, сложно понять разницу между карбоновыми и родными тормозами. Точнее, сложно поверить в их преимущество. За эти пару недель я начал думать, что совершил ошибку.
Все изменилось одним ранним утром, когда я выехал на МКАД в направлении Мячика. Дорога прямая и почти пустая. Сухо. Идеальные условия для набора максимально разрешенной Правилами Дорожного Движения скорости:) В какой-то момент, уже привычно легко нажав на тормоз, задолго до впереди идущего авто, я понял, что уже ловлю Лотус не почти заблокированных колесах! Отдышавшись, я попробовал еще раз легонько нажать на тормоз — снова повис на ремнях, как мандаринка на новогодней елке:) Вы помните, как папа принес Вам первый велосипед? Моя радость в этот момент была такой же:)) С того дня я больше ни разу не сомневался в правильности выбора. Машина стала тормозить нереально:) Конечно же, чтобы в полной мере насладиться этим торможением, надо ехать на трек. Только там можно, начав торможение гораздо позже коллег, РАНЬШЕ войти в поворот на уже сбалансированной машине. И, что немало важно, сделать это безопасно.
Но, поскольку пост не рекламный и для баланса повествования, давайте от положительных эмоций перейдем к грустным фактам. За пару месяцев эксплуатации и нечастых покатушек на трек выявились кое-какие недостатки.
1. Старый друг лучше новых двух. Суппорта AP Racing уже давно зарекомендовали себя как эффективные и надежные. Freno последним показателем (пока) похвастаться не может. В один из трек-дней на МРВ у меня потекло соединение тормозного шланга и суппорта. Возможно, суппорт не справляется с той температурой, на которой тормоза очень эффективно работают. А может, недостатки сборки. Факт есть факт. Тормоза после этого достаточно быстро закипели.
2. После ревизии/ремонта тормозов и замены жидкости снова поехал на трек. Если ехать две сессии подряд, к концу второй тормоза начинают кипеть. И это при том, что жидкость — Motul RBF 660 с температурой кипения 325С. Как с этим быть пока не знаю. Делать обдув тормозов? а не перестанут ли они тогда работать? В общем, есть над чем подумать.
3. Горячие тормоза скрипят нещадно. Но с этим можно жить. Или смазать:)))
В итоге, на сегодняшний день имеем следующий баланс.
Плюсы:
1. Нереальная эффективность, когда прогреты
2. Малый вес
3. Долговечность. По заверению производителя, могут пройти до 100 тыс в трековом режиме. Сомневаюсь и буду смотреть. По прошествии 2 месяцев и 2 тыс км с нечастым выездом на трек (5-6 трек-дней) диски подъелись менее, чем на1 мм
4. Красота:)) Бесценно:)
Минусы:
1. Цена. Очень субъективно. Лично я считаю, что они своих денег стоят.
2. Крайне низкая эффективность, пока не прогреты. Это просто надо помнить, КАЖДЫЙ раз садясь за руль
3. Надежность? Надеюсь, с этим все в порядке и протечка была связана с кривыми руками недостатками сборки. Буду следить
4. Отсутствие тормозной жидкости, выдерживающей высокую температуру, при которой тормоза работают крайне эффективно. Возможно, вылечится обдувом или отказом от двух сессий подряд:)
5. Шум. ну, с этим вообще все просто. Можно не замечать или считать, что это такой шарм, привлекающий внимание окружающих. Экстремалы могут смазать:))
А дальше, как обычно, будем качать прокладку:)
ЗЫ фото откровенно натырены из разных источников. Кроме снятых на телефон:)