Обкатывая первую неделю систему кругового обзора 360º я не понимаю, как я раньше без нее ездил? С покупкой Touareg в 2013 году, я долго привыкал к задней камере (на 6.5" экранчике) и только пересаживаясь на другое авто без камеры, я осознавал — как мне не хватает этой камеры. Как трудно мне далось решение перехода на китайскую магнитолу и как я рад, что мой выбор пал на производителя Teyes. Действительно успешная фирма, с правильным вектором развития.
Заказал, как только стала доступна Teyes CC3 с опцией кругового обзора 360º (просто положил два товара в корзину и оплатил). Докупить 360º к обычным СС3 нет возможности, так как отвечающая плата припаяна к материнке. А поставить отдельную коробочку 360º стороннего производителя – честно говоря, это костыли (логики срабатывания и взаимодействие с парктронниками – не будет). Хотя в теории, если найти такую плату и припаять + прошить MCU + модифицировать прошивку сс3 — то из обычного устройства можно сделать такое же. Но кто этим будет заниматься и платы 360 нет в свободной продаже… почти…
Установка камер
Какие бы камеры не стояли, нужно ставить те, что идут в комплекте. Самым замороченным для меня оказалась установка камер в зеркала. Наверное потому что больше всего за них беспокоился, даже купил запасные накладки – если вдруг что-то напортачу. Отчетов по разбору зеркал Туарегов на D2 достаточно, поэтому можно воспользоваться поиском. Я за основу взял отчет пользователя VesCore. Советую запастись заранее пластиковым набором съемников. Я побоялся отщелкивать накладку зеркала руками, а оттянув зеркало, отщелкнул зацепы съемником – сначала один, потом второй (сверху) … и небольшими движениями разбалтывал накладку, пока все зацепы не отпустили ее. Разобрав полностью зеркало, нижняя черная накладка становится свободной, ее можно повернуть в любую удобную сторону. На оригинальной накладке виден контур крепления модуля штатной камеры – что помогло мне наметить место установки моих камер.
Производитель комплекта 360º предлагает довольно простой способ установки. В комплекте есть специальная коронка и 2 вида уплотнительных колец (обычное кольцо и с эксцентриком). Делается отверстие в зеркале, вставляется нужное кольцо и в него устанавливается камера. Простая и быстрая установка для клиента, но конечный вид камеры = колхоз х2. Снизу зеркала будет висеть такие "гульки", как на фото:
Как по мне вид ужасный и притягивает внимание. Согласитесь, для Туарега как-то не солидно смотрится. Любой ценой камеры нужно максимально "утопить" в корпус или возвращать товар обратно. Наступает проект «Очумелые ручки». Инструмент: ступенчатое сверло 8-32мм, дрель, паяльник и раствор «Дихлоретан».
Боковые камеры в зеркала
Диаметр головки камеры = 30мм, по этому рассверливаю отверстие до 28мм. Изнутри корпуса этим же сверлом делаю небольшой потай для камеры. Подключаем камеру к магнитоле и выставляем камеру. Как должна смотреть камера есть в инструкции калибровки камер. Простым языком: корпус камеры должен стать строго вертикально, а линза прямо-перпендикулярно от кузова авто. Главное на магнитоле видеть небольшую полосу порога и края бамперов. Потом при калибровке картинка выпрямится как нужно. Прихватываем горячим паяльником камеру к корпусу (пластик камеры совместим с пластиком накладки)
При сверлении собираем всю пластиковую стружку. Ее нужно будет растворить Дихлоретаном в стеклянной баночке. В густом состоянии нанести на стык камеры и корпуса зеркала. Жидкий пластик растворит поверхность корпуса и монолитом приклеит камеру. Дихроретан достаточно быстро испаряется, поэтому через 2 часа камера будет довольно крепко держаться. После полного испарения шов будет прочный как сам корпус.
Мне кажется конечный результат и вид камеры в зеркале так на много лучше. Как думаете?
Протянуть провод к боковой камере не имеет никаких трудностей. Все делается "на удочку": Начинаем заводить с наружи, тонким концом кабеля в трубку крепления зеркала (вместе с основной проводкой зеркала). Внутри двери переходим в основную гофру, которая идет к проёму двери (для удобства, работы с гофрой, нужно открутить динамик). А в самой фишке нас ждет круглое отверстие. Не знаю под какую цель ее задумал VAG, но оно свободное и через нее провод идеально попадает в салон авто. Ах да, разбор двери тоже ищите поиском на D2.
Задняя камера
Еще раньше я покупал китайскую камеру ЗХ в замен штатной для обычной CC3. Ее же я и решил разобрать и заменить весь модуль камеры. Без паяльника не обошлось, убрал все что мешало стать камере 360 в этот корпус (кстати, камера намного меньше по размеру, чем подарочные Teyes). Выставил камеру, прихватил супер клеем и залил вокруг корпуса герметиком, назад одел резиновых кожух. Сложного ничего. Провод прокинул через потолок "на удочку". Разбор задней двери так же можно найти поиском.
Передняя камера
Установил не снимая бампер, сняв переднюю решетку. Решетка на защелках, пластиковым инструментом снимается «на раз два», но обязательно нужно снять рамку номера. На камере заменил пластиковое крепление на металлическое, а из пластикового сделал проставку в 2-3 мм, чтобы камера выглядывала немного из решетки. Выступающие саморезы скрываются под номером.
Самым сложным в установке передней камеры для меня, это было зайти проводом в салон. Не хотелось снимать подкрылок и искать там отверстия. Слева, под жабо, выходит тросик открытия капота. Все попытки там просунуться не увенчались успехом, в итоге прокинул через резинку уплотнителя рулевой колонки.
Калибровка камер
Инструкция по калибровке от Teyes показалась мне с ошибками. К примеру, в ячейку «длинна кузова» производитель предлагает внести расстояние между калибровочными полотнами. После чего моделька автомобиля выглядит не пропорциональной, а изображение сверху вытянуто в длину. После внесения фактической длинны кузова — все становится на свои места. Другой момент, под «колесноой базой спереди» Тиайс имеет ввиду колею передней оси. Мне пришлось заново перекалибровывать камеры, чтобы максимально убрать искажения и приблизиться к идеалу. Для владельцев Touareg, решивших установить данную систему, оставляю данные по моей машине (чтобы лишним разом не бегать с рулеткой). Останется только дополнить таблицу двумя измерениями — фактическим расстоянием между машиной и тканью спереди и сзади. Все остальное выполняйте по инструкции Teyes
Приложение Обзор 360 довольно таки умное, с ним не нужно подгонять в ручную линии траектории. Программно выравнивается картинка вокруг авто, а линии траектории полностью повторяют ширину колеи. Программа на основе данных калибровки сама рассчитывает колею автомобиля и накладывает на изображение. Единственное радиус поворота немного не совпадает, но в целом ориентироваться по ним можно. Еще один приятный момент: настройка камер не слетает с перепрошивкой устройства ( урааа!.. ), но экспорт данных на флешку на всякий пожарный стоит сделать.
Поддержка Teyes
Не обошлось и без этого, к сожалению. Само приложение Обзор 360 работает отлично, но связь с кан-шиной нуждалось в доработке. Все-таки у нас умная машина, и все можно завязать на ассистента парковки и вкл/выкл передачи заднего хода. Коммуникация с поддержкой Teyes — это отдельная тема, но не об этом. В течении недели работал с поддержкой и в итоге на 15м файле обновления MS.apk и 1й прошивке канбаса Hiworld "вылизали" работу 360 с Туарегом. Файлы можно скачать внизу статьи. Все изменения будут уже в новых последующих прошивках магнитолы. Новая прошивка для cc3 + 360 будет выпущена уже после китайского нового года, в феврале.
Первое впечатление
Однозначно надо брать. Вопрос даже не в китайской или оригинальной системе 360, а в принципе. Я к Обзору 360 привык за неделю быстро. И как это было с задней камерой, теперь я смотрю на парковке 80% на экран магнитолы. На столько удобно с ней парковаться и проезжать узкие места — трудно передать словами. Такое ощущение, что при открытии приложения взлетает собственный дрон и в реальном времени снимает тебя сверху.
В процессе использования я понял, что 3D обзор — это красивая картинка, чтобы создать «Вау эффект» для пассажиров. С точки зрения водителя "миллиметровщика", как для меня, лучше использовать 2D режим. Возможно я поменяю свое мнение в будущем и это дело привычки, но сейчас я езжу в 2D режиме.
Качество камер очень высокое. Если раньше на обычной камере заднего хода простреливали помехи, то на круговых камерах такого нет и в помине. Видео мягкое и детализированное. Придраться не к чему.
Как работает система 360 с Touareg NF
С рабочим обновлением (файл для скачивания внизу статьи), Обзор 360 максимально взаимодействует с кан-шиной Touareg. Открытие и закрытие кругового обзора происходит вместе с включением и отключением парковочного ассистента. Теперь буду шнурком поднимать порог скорости выключения ассистента с 12км/ч до 20км/ч. Если с обычными парктронниками 12км/ч хватало, то с круговым обзором просится работа до скорости 20км/ч. Можно было подключиться к поворотникам, чтобы при включении поворотника включалась нужная сторона камеры, но я посчитал это лишним – может раздражать (хотя программно это можно отключить)
Для других авто, без каншины, есть много настроек, которые в принципе должны работать достаточно логично. И когда я обращался в поддержку, то они присылали видео где эмулировали работу своих парктронников R1. Круговой обзор на препятствия их датчиками реагирует исправно. Поэтому у кого нет штатных можно автоматизировать круговой обзор с помощью Тиайсовских парктронников. (кстати готовится выпуск передних+задних парктронников).
Одно из самых полезных функций приложения Обзор 360 – это его работа в режиме авто-регистратора. Оно записывает видео со всех 4 камер, видео сохраняется в виде «рыбий глаз» на отдельный флеш накопитель с качеством видео 720p.
Файлы для скачивания
Прошивка CC3 + 360º от 20.12.2021 — скачать (не пытайтесь поставить на обычную CC3)
Патч MS.apk от 22.01.2022 — скачать (для корректной работы 360 с Touareg-ом + мой мод NoKill антирадаров)
Модифицированные патчи
Патч MS+Canbus от 08.01.2022 — скачать (мод климат контроля Туарега + тот же патч MS выше)
Патч моих иконок для CC3 + 360º от 20.12.2021 — скачать
Бутанимация VW Teyes+Dinaudio — скачать (дублирую ссылку, подходит для SPRO+, CC2+, CC3, CC3+360)
Свежая прошивка Canbus Box Hiworld от 27.12.2021г — скачать (лучше взаимодействует 360)
Инструкция по прошивке Canbus Box — скачать
Инструкция Teyes по калибровке камер — смотреть
Небольшой мой видео-обзор
Модификация ПО, расширение списка моделек авто в Обзор 360: [Добавлено 24 янв 2022]
*Пока что есть только третий Touareg CR. Продолжаю поиски моделек второго Touareg NF и FL.
Могут быть полезны мои посты про установку и доработку Teyes магнитолы:
Замена RCD-550 на Teyes CC2 — установка магнитолы, внешний микрофон в штатное место, розетка USB в верхний ящик, двойной адаптер радио-антенны;
Доработки Teyes CC2 — установка VAG антенны-плавника с GPS+GSM;
Замена CC2 на CC3 — обзор CC3, визуальная модификация климат панели + парктронников;
Доработка звука на CC3 — установка сабвуфера Bose от Porsche Cayenne, фазировка динамиков + –;
Сводная по доработкам CC3 — особенности настройки магнитолы под Touareg NF, бюджетный вариант внешнего микрофона, замена камеры ЗХ в штатное место, перепайка стокового магнитолы на Pioneer PA2030A, доработка цвета кнопок на магнитоле, OBD II, прошивки + моды + бутанимация на обычную CC3.