Все началось с того, что пару месяцев назад мне на парковке поставили трещину в переднем бампере. Благо парковка просматривается хорошими камерами наружного наблюдения. И тут стали появляться мысли о покупке видеорегистратора. Поковырявшись по форумам, понял, что кроме основных функций записи, было бы полезным иметь штампы координат, скорости и регистрационного номера, потому как без этих данных порой не так просто кому-то что-то доказать. В некоторых устройствах с GPS данные не впечатываются в видео, а хранятся в отдельном файле. Да, с помощью некоторого ПО можно сделать наложение этих данных на само видео, но это во-первых лишние движения, а во-вторых — редактирование видео, что в случае чего тоже не в пользу.
Соответственно, мне нужен был регистратор с GPS и соответствующими штампами. Смотреть ролики в 8К я не собирался, поэтому сойдет и средняя категория.
Пытался найти что-то из линейки 70mai. Но из всех представленных моделей с GPS в заводской прошивке нет впечатывания координат и скорости (согласно 4pda). А про регномер вообще ни слова. А тщательно обрабатывать напильником ковыряться с прошивками сразу же после покупки очень не хотелось. Да и по выложенным роликам видно, что даже в Pro не идеальное изображение. И вообще, чтобы заработал GPS, нужно докупить маленькую фигульку-модуль. Конструктор Лего получается.
В итоге остановился на Navitel R600 GPS.
Повесил сей девайс слева от зеркала. Почему именно тут? А потому что решил попробовать, а оно кааак приклеилось. К тому же и криво. Чуток выровнять по горизонтали-вертикали возможность есть. Ну пока оставил, потом, может, справа за зеркалом повешу. Наличие экрана в моем случае особой пользы в процессе езды не несет (об этом далее), поэтому можно спрятать. Провод пустил сверху под обшивкой потолка и через правую стойку вниз за бардачок и в салон. Пока подключаю в прикуриватель. Когда появится время, то придумаю, как к блоку предохранителей подсоединить.
В целом, в пользовании регистратора все просто. Запись включается при подаче питания и выключается при обесточивании через время, указанное в настройках. Закрепить запись можно кратковременным нажатием кнопки включения, она одна с нижней стороны. Ну или щелкнуть по корпусу, чтобы регистратор подумал, что дтп и сам закрепил запись. А в инструкции написано, что нужно нажать кнопку сбоку, где там их 4 штуки. Так что функционально с новыми прошивками что-то меняется, причем, в лучшую сторону: не нужно отвлекаться от дороги в поисках нужной кнопки. Вот только мануалы поленились перепечатать.
Что я увидел для себя полезногов данной модели.
— GPS. Спутники ловятся за считаные секунды при включении.
— Штампы на видео Даты/Координат/Скорости/Регномера
— Режим парковки/датчик движения. Даже работает.
— Маленький размер (5х5 см). Не загораживает обзор, можно спрятать за зеркало.
— Угол обзора 170°. Да, создается эффект рыбьего глаза, но опять же. Я не планирую снимать "покатушки" в офигенном качестве и без искажений. Номера читаются хорошо в соседних рядах.
Что мне не понравилось:
— Для включения некоторых функций (например, режима парковки/датчика движения) нужно лезть в настройки и выставлять значение вкл-выкл там. И это не очень удобно в сравнении с тем, если бы пару дополнительных кнопок было вынесено на корпус. Да и с возможностью программирования. Для включения датчика движения нужно порядка 15 нажатий на разные кнопки.
— Некоторые функции требуют включения других. И порой не всегда понятно, что и от чего зависит. Например, для включения режима парковки должен быть включен датчик удара. Если датчик выключить, то парковка включится, никаких предупреждений не будет. Но и работать она тоже не будет. А вот если бы меню было более живым (пока не включишь датчик, режим парковки будет затененным и неактивным), было бы проще.
— При включенном цифровом спидометре не хочет гаситься экран. Тоже нашел методом тыка. Включаешь "отключать экран через 1 минуту", а он не гаснет.
— Кнопки это отдельная тема. Много кто жалуется на треск при записи звука. Вот оказывается, что это по нашим дорогам кнопки подскакивают и стучат. Ну и микрофон кроме этого стука больше ничего толком не пишет. Вот выйдет гарантия, разберу и подложу чего-нибудь. А с другой стороны микрофон мне не особо и нужен. Можно, конечно и отключить, для этого даже отдельная кнопочка есть.
— Никакой аккумулятор. Если ставить на режим парковки, то только при постоянном подключении в сеть. Пару минут и аллес.
— На R600 есть вроде как пленка с фильтром на объективе. А в GPS-версии никакой пленки нет. А потому видно в отражении торпеду и прочие блики.
— Отсутствие крепления на присоске. Но как плюс, идет еще одно крепление и дополнительный кусочек скотча. Так что можно даже 2 точки подвешивания устроить, хоть на заднее стекло.
— Слабоват датчик удара. Это нужно солидно въехать в кого-то, чтобы сработал на самой чувствительной настройке. А при простейшем задевании на парковке ничем оно не поможет, только совместно с датчиком движения.
Ну и какие функции для меня стали бесполезными:
— GPS информирование. Предупреждает о камерах на дороге, скоростных режимах, лежачих полицейских и чет еще. У нас по городу только 2-3 штуки лежачих знает. Отключил функцию вообще. Периодически выпускаются новые прошивки, обновляющие список. Может, в каком другом культурном городе более полезно.
— Цифровой спидометр. Через несколько секунд после запуска изображение видео сменяется на значение скорости. По инструкции — для безопасного контроля скорости. Ну а штатный спидометр в авто никто не отменял, так что функцию отключил.
— Ваучер на 1 год на карты Навител. Кто пользуется — очень неплохой бонус. Но мне нравится другое ПО навигации, поэтому просто остается невостребованным.
Для работы с видео у Навитела есть свое ПО Navitel DVR Player.
Достаточно просто натравить программу на вставленную SD-карту, она вытаскивает оттуда ролики со всеми необходимыми временами, координатами, скоростями и т.п. Из отдельных кусочков создает одну большую поездку. Даже на карте маршрут нарисован. Видео воспроизводится сплошняком, без пауз между частями. Кто-то писал, что есть несколько секунд, не попадающих на записи, при закрытии одного файла и начале записи следующего. Но я этого не заметил. Наверное, у кого-то была карта памяти низкого класса.
Довольно полезно покадровое перемещение при воспроизведении видео. Во многих плеерах перемещение по видео идет довольно большими кусками. В том же VLC можно поставить минимум при перемещении в 1 секунду. Ну а это 30 кадров. И за это время машина успевает проехать достаточное расстояние. Кадры можно сохранить отдельно или весь ролик целиком.
Видео выкладывать не буду, а вот пару кадров — пожалуйста. Правда ночных пока нет. Темнеет сейчас уже поздно, а ночью пока никуда не ездили.
ЗЫ. Фото при добавлении на драйв потеряли в качестве. Ну хоть так.
UPD Проехал ночью. Много бликов (наверное из-за отсутствия светофильтра). Номера встречных машин вообще не видно (слишком отражает свет от моих фар). Да и попутные как-то не очень. Так что ночная съемка оставляет желать лучшего.