ПГУ – ПневмоГидроУсилитель сцепления (если вдруг кто из читателей не знает).
Автобус в кузовном ремонте. Загоняли в бокс на покраску без меня. Собрался выезжать, завел, накачал воздух, а сцепления нет. Педаль легкая, как будто ни к чему не подсоединена. Заглянули под автобус посмотреть нет ли следов вытекшей тормозухи, и оху были весьма удивлены увиденным) ПГУ лежал на асфальте.
Обломано одно ухо, и болт, часть которого осталась в картере (колоколе) сцепления.
Стал высверливать обломанный болт. Аккуратно накернил отверстие по центру того, что осталось от болта. Просверлил его насквозь сначала маленьким сверлом диаметром 2 мм, затем сверлом побольше.
И зачем-то взялся за экстрактор. Уже есть опыт облома экстрактора при попытке открутить приржавевший обломок болта. Но тут болт не приржавел, а его просто обломило весом ПГУ. Да еще в спешке – вечер, автобус стоит так, что ворота не закрыть в боксе на ночь, работникам надо уже идти домой, все ждут. Короче, чтобы быстрее, не сверлить дальше и не прогонять резьбу, дернуло меня попытаться выкрутить обломок болта экстрактором. Обломок даже провернулся немного, но экстрактор обломило, и его кусок из каленого металла остался прямо в середине обломанного болта.
Высверлить его обычным сверлом по металлу не реально. Сверло просто соскакивает с него. И начинает получаться новое отверстия рядом и, соответственно, уже не по центру.
Автобус выгнали из ворот бокса стартером с включенной передачей. Дома залез в инет и стал изучать вопрос высверливания обломанных болтов, в которых еще и экстрактор обломан. На следующий день купил разных сверл, для пробы. Не знал, каким лучше получится.
Подошло алмазное трубчатое сверло для стекла. Им получилось высверливать болт таким образом, что экстрактор из каленого металла оставался в середине сверла.
К сожалению, от нагрева алмазы со сверла быстро осыпались) Не догадался охлаждать его водой.
Но главное, было найдено приспособление, которым начало получатся высверливать болт дальше. Съездил и купил еще таких сверл, аж 15 штук, с запасом.
Из них понадобилось только одно) Аккуратно, уже макая сверло в водичку для охлаждения, продолжил сверление. Просверлил миллиметров 7 в глубину, и обломок экстрактора выскочил и остался внутри сверла.
Далее уже высверлил обломок болта обычными сверлами по металлу, постепенно увеличивая диаметр до 6,8 мм, который нужен под резьбу М8.
Затем прогнал резьбу метчиками М8, тем самым очистив отверстие от остатков обломанного болта.
Никогда не используйте экстракторы для выкручивания обломанных болтов или шпилек! Этими экстракторами можно выкрутить только обломок болта, крутившегося от руки. Но в таком случае, болт бы и не обломило. Не понятно, для чего вообще делают эти экстракторы. Наверное только для того, чтобы их покупали)
ПГУ, стоявший на моем Икарусе оказался камазовский.
Новые такие в продаже есть. Но зачем мне новый камазовский, если можно купить новый икарусный. Но как выглядит родной икарусный я не знал. В книжке по ремонту, которую мне любезно предоставил друг Платон, есть вот такая картинка.
В инете по информации на сайтах автозапчастей, ПГУ для IKARUS, ПАЗ, КАВЗ, ЛиАЗ одинаковые. Наверное, должен быть вот такой.
Но у таких ПГУ длинный шток. А на камазовском, который стоял на моем Икарусе, шток короткий.
Поэтому пришел к выводу, что лучше сначала снять икарусный с донора и изучить конструкцию, прежде чем покупать новый. И решил оставить пока этот камазовский. Сварщик на работе приварил к нему обломанное ухо.
Пневматическая трубка у ПГУ переломилась. Купил новые фитинги.
Также мне не понравилось, как выглядит гидравлический шланг у ПГУ. Его внешняя часть вся потрескалась. Съездил в магазин автозапчастей, где по образцу сделали новый.
Установил ПГУ на место, и прикрутил к нему новый шланг и пневматическую трубку. Сцепление прокачал один, просто педалью из кабины. Ну думал, что получится. Просто решил попробовать. На момент стравливания воздуха из штуцеров, фиксировал педаль в нажатом состоянии при помощи молотка.
Масло подкапывает из датчика включения задней передачи.
Позже выяснилось, что при такой прокачке педалью, воздух все-равно остался в системе. Если машина немного постоит, то включить передачу можно только нажав на сцепление раз 10 подряд. Поэтому, потом прокачали сцепление еще раз от ПГУ, используя насос для подкачки шин.