Хочу поделиться радостным событием — после долгого ожидания приехали, наконец-то, мои давно заказанные томоза Alcon.
Ну, красивые, блестящие и все такое :)
Параметры спереди:
— диски практически в штатном размере (343x32) двусоставные, плавающие, с фирменной Alcon "завитушкой"
— машинки 6-pot моноблочные
— колодки нечто типа DS2500
— армированные шланги
— жижа DOT 5.1
Параметры сзади (в процессе):
— диски Stasis (Alcon) в штатном размере (330x22) двусоставные, плавающие, с фирменной Alcon "завитушкой"
— машинки штатные
— колодки нечто типа DS2500
— армированные шланги
— жижа DOT 5.1
А теперь, пару слов о том, почему именно они.
Если честно, я не могу сказать, что штатных тормозов S4 не хватает при городской/трассовой эксплуатации, даже при некотором отжиге. Ну, наверное, на треке довольно быстро перегреются, но я за все лето так ни разу на трек и не выбрался…
Поэтому, замена тормозов для меня была обусловлена следующим:
1. хотелось максимально уменьшить неподрессоренные и крутящиеся массы
2. хотелось получить ту обратную связь и чувство тормозов, которые я имел на Субаре с китом от AP-Racing
При этом, не хотелось сильно тратиться :)
Вообще, самый бюджетный и, возможно, самый оправданный вариант на S4 — это оставить штатные машинки и прикупить комплект двусоставных тормозных дисков от JHM. Так мы имеем отличное по бюджету решение и существенно сокращаем крутящиеся массы.
И я уже пошел по такому пути, даже успел купить задние диски JHM (которые теперь продаю), но тут оказалось, что мне на ДР решили подарить "настоящие" тормозилки, чтобы с суппортами красивыми :)
Если смотреть на замену суппортов, то, вроде, самый очевидный вариант — тормозилки от RS5 (диск 365х32).
Достоинства:
— бюджет
— штатные комплектующие
Недостатки:
— Brake bias!
— Практически нет (или вообще нет) выигрыша в весе дисков
— Суппорта считаются не очень удачными (не мое, просто слышал)
— Дорогая замена — колодки/диски
— Диски — перфорированные — могут трескаться
— Самый главный — задний комплект без гимора не встает!
Отдельно пару слов про brake bias, распределение тормозных усилий и почему в тормозах больше — не всегда лучше.
Оказывается, это такая тема, про которую мало кто вообще слышал и мало кто задумывается :)
Очень часто, когда идет речь про тормоза, можно услышать что-то типа "он вкорячил крутые тормоза от Порша, 6-ти (8-и, 12-ти и т.п.) поршневые спереди и 4-х поршневые сзади", или же — "поставил клевые передние тормоза с 6-ю поршнями, 390 дисками и гоночными колодками, а задние оставил штатные — с 250мм дисками и обычными колодками".
Что же в этих фразах не так?
Во-первых, количество поршней не особо влияет (а то и никак не влияет) на тормозной путь. А размер тормозного диска может иметь и обратный эффект — машина со здоровенными тормозами спереди может тормозить (в смысле длины тормозного пути) хуже стока!
Почему так?
Дело в том, что останавливают машину не тормоза. Машина тормозит резиной об асфальт. И в подавляющем большинстве случаев штатных тормозов более чем достаточно, чтобы заблокировать колеса.
Соответственно, раз машина тормозит резиной, то задача тормозов — обеспечить оптимальное торможение резиной.
Наименьший тормозной путь получается тогда, когда передние и задние колеса при торможении блокируются одновременно.
Если первыми будут блокироваться передние колеса, то мы увеличиваем тормозной путь.
Если первыми будут блокироваться задние колеса, то мы не только увеличиваем тормозной путь, но можем еще и занос словить — это ведь четкий аналог того, чтобы просто дернуть "ручник" :)
Если бы при торможении не происходило перераспределения веса, то для достижения этой одновременности надо было бы ставить такие тормоза, чтобы тормозные усилия на передней и задней оси совпадали бы с распределением веса на осях. Например, если у машины тяжелая морда, то спереди нужны более эффективные тормоза, если развесовка 50/50, то тормоза должны быть одинаковы, если машина — запорожец, с тяжелым двигателем сзади, то сзади нужны тормоза побольше передних.
Вот это распределение тормозных усилий меду передом и задом называют Brake Bias, измеряют от 0 (тормозит только зад) до 1 (тормозит только перед), или в процентах.
Но тут есть два момента:
— во-первых, динамическое перераспределение веса при торможении, как следствие — надо больше смещать тормозные усилия в сторону передней оси
— как уже говорил, перетормаживание задней оси может быть опасным — машина при этом не стабильна, поэтому все производители смещают brake bias в сторону передней оси — это безопаснее и, если смещение в разумных пределах, не сильно увеличивает тормозной путь.
Что же влияет на brake bias? Как достигается перераспределение в сторону передней, или задней оси?
По большей части, играют три компонента:
1) Размер тормозного диска (чем больше диск, тем больше смещается bias в сторону этой оси)
2) Площадь поверхности тормозных поршней (больше площадь -> больше смещение)
3) Коэффициент трения колодок (больше коэффициент -> больше смещение)
Чтобы посчитать brake bias, нужно знать эти параметры для передней и задней осей.
Получается, что если оставить стоковый зад, и вкорячить огромные тормоза спереди, да еще и с тормозными колодками, то тормозной путь у нас увеличится :)
А если на S4 поставить тормоза от 911, у которой двигатель в попе и, соответственно рассчитан brake bias, то можем получить машину с опасным поведением при торможении…
Зачем же вообще нужны большие многопоршневые тормоза? Нужны для того, чтобы можно было более четко дозировать тормозные усилия (чувствительность) и тормозить часто и много без деградации тормозов (устойчивость к перегреву).
Считаем brake bias для стока S4:
Передняя ось:
Диаметр поршня — 57мм (2.2441 дюйма)
Диаметр диска — 13.5 дюйма
Колодки — примерно 0.35 µ, высота — 74.2 мм
Задняя ось:
Диаметр поршня — 41мм (1.6141732 дюйма)
Диаметр диска — 13 дюймов
Колодки — примерно 0.35 µ, высота — 58.8 мм
Если вбить эти значения в калькулятор тормозных усилий, получим brake bias 0.655
Будем считать, что штатный brake bias — хороший для S4. Есть общие рекомендации — не уменьшать штатный более, чем на 0.05 и не увеличивать более, чем на 0.1
Берем RS5. Очевидно, что у RS5 — более тяжелая морда, чем у S4, соответственно, brake bias должен быть смещен вперед. Задние тормоза у RS5 такие же, как у S4, передние — с диском в 365 мм (brake bias смещается вперед) и 8-pot суппортами. Поршни, вроде как, 4 по 42мм и 4 по 36мм.
Соответственно, даже если материал колодок такой же, как у S4, Brake Bias у RS5 — 0.81!
Есть и еще одна тема — чувствительность педали тормоза. Усилия на тормоза передается ГТЦ через тормозную жидкость. Эта жидкость двигает тормозные цилиндры в суппортах. Чем больше площадь этих цилиндров, тем больше нужно жидкости, чтобы их сдвинуть на одинаковое расстояние. Это определяет ход педали тормоза. Т.е. увеличивая площадь тормозных цилиндров на 50%, мы получаем увеличение хода педали тормоза минимум на 25%. В общем, на педаль надо давить "дальше" для того же эффекта.
При этом большая площадь тормозных цилиндров означает их большую "эффективность", т.е. на педаль надо давить "слабее" для того же эффекта.
Комбинируя, получаем, что при увеличении поршеньков получаем более "легкую" педаль тормоза с более длинным ходом.
Площадь для штатного суппорта S4 — 3.955 кв.дюйма. Для RS5 тормозов — 7.45 кв.дюйма.
Это — большая разница.
Что, видимо, означает, что на RS5 кроме того стоит либо другой ГТЦ, либо какая-нибудь система редукторов, изменяющая тормозные усилия. И в результате, все нормально соответствует машине с тяжелой мордой.
А вот на S4 с тормозами от RS5 может быть не все так гладко — более легкая морда может начать перетормаживать — увеличится тормозной путь, а педаль тормоза со штатным ГТЦ может иметь существенно больший ход.
Подчеркну, что это все-таки теория, и вовсе не факт, что тормоза от RS5 на S4 чем-то действительно плохи. Может, я ошибаюсь в размере поршней, например…
Но все равно, я при выборе тормозов поставил перед собой задачу сохранить brake bias и ход педали тормоза как можно ближе к стоку.
Поэтому комплект от Alcon меня наиболее устроил:
1. Практически штатный размер диска — не влияет на brake bias и получаем минимально возможный вес диска. Кроме того, сами диски (и колодки) более правильные, чем сток в плане удаления тепла и работе на повышенных температурах. Даже на треке, думаю, должно хватить, особенно, если организовать правильный обдув тормозов.
2. Колодки спереди и сзади из одного материала — не влияет на brake bias
3. Поршни на передних суппортах диаметром 38.1, 34.9 и 30.2 мм. Итоговая площадь 4.36 кв. дюйма — разница порядка 10% со стоком — на ходе педали тормоза вообще не заметно, итоговый brake bias — 0.676. Есть, правда, еще разница в высоте колодки, которая увеличивает brake bias за счет увеличения эффективного радиуса дисков, но все равно в пределах разумного :)
4. Бюджет — удалось купить не сильно дороже RS5 тормозов за счет того, что доставлял отдельно правый и левый комплект, каждый из которых проходит через таможню без пошлины, в отличие от полного кита :)
5. Огромный выбор сменных колодок. Хотя, наверное, штатные тормоза продавать пока не буду…
Осталось дождаться заднего комплекта и все это поставить…
Блин, упарился писавши :)