4-х ступенчатая компактная АКПП AW60-40LE (-42LE) была разработана Aisin Warner в 1995 году для переднеприводных авто (Suzuki, Opel, Daihatsu, Fiat) с двигателем до 1.6 л. и после обкатки ее на редких Судзуки Эстима с 1998 года широко устанавливалась на множество автомобилей различных производителей.
Идентифицировать эту коробку можно также по алюминиевой крышке гидроблокаУ нас это семейство автоматов чаще всего встречается с Опель Астра, реже — Корса, Тигра и Судзуки с японских островов. По американской классификации (GM) AW60-40LE носит имя автопроизводителя — AF13. Позже (1998) когда немногочисленные детские болезни были излечены, вышла усиленная модификация AW60-41SN, (AF17) под двигатели 1.8 л. Этот автомат и дает основную статистику в ремонте.За два года эксплуатации на Опель Астра эта модификация была отработана и с 2000 года ее стали устанавливать на многочисленные ДжиЭмовские авто по всему миру, требующих мощный, компактный и надежный 4-х скоростной автомат. Немцы используют ее в паре с 1.8 литровым двигателем для Опель Зафира.
А в 2000-м по многочисленным запросам автопроизводителей на еще более легкую АКПП для "малышей" с двигателем ок 1.2 л, Айсином было разработано следующее поколение "суперлайт-АКПП" AW80-40.
AW60-41SN с 2000 года как горячие пирожки расхватывается для всех бюджетных моделей Дэу-Шевроле, Судзуки, Фиат и многие др. AW60-4* "лайт"-семейство (1.3л -1.8л) — уменьшенная копия старшего брата AW50-40.
AW60-41 очень надежны и доходят до плановой смены масла, фильтра (с металлической сеткой — №352010) и расходников без серьезных проблем.Масло, применявшееся при запуске в серию 1995г. — минеральное, типа Дексрон III. Для частичной замены нужно около 4 л. Полная замена около 7.2-7.5 литров для разных авто.
Но каждый производитель программировал работу гидроблока под свое масло. На многих машинах, выпущенных после 2000-го, уже использовали синтетическое масло, аналог "Тойота Т-IV".
А после 2005-2006 года производители авто начали переходить на синтетику типа "Тойота WS". Естественно, что настройки компьютеров и соленоидов в поздних модификациях учитывают характеристики синтетического масла и ранних версий масла уже не принимают.
Масло хотя и считается несменяемым, после нескольких лет "жесткой" эксплуатации загрязняется фрикционной и металлической пылью и значительно влияет на работу гидроблока и отвод температуры от фрикционных накладок. Масло стоит менять не дожидаясь когда появятся болезни типа проскальзывания и толчков. Эксплуатация с нештатной работой АКПП и грязным маслом — ускоряет наступление "инвалидности". Самоизлечения болезней (как у кошек) наукой не было отмечено ни разу, хотя эта трансмиссия ходит неприлично долго без посещения "врача".
Особенность AW60-41SN — наличие интеллектуальных функций.
Например — так называемая "электронная автонейтраль" (с дополнительным 5-м соленоидом "Он-Офф" в гидроплите) — когда на светофоре компьютер после 2-х секунд простоя на тормозе автоматически включает проскальзывание сцепления (Forward) и включает блокировку гидромуфты, уменьшая нагрев масла. Летом это позволяет экономить топливо, но зато быстрее съедает фрикцион гидротрансформатора и "забивает мозги" этой едкой пульпой.
соленоид, Solenoid, AW60-40LE/41SN (Lock-Up (TCC)) Duty ControlКроме того в AF17 — соленоид LockUp 352425 — уже не электроклапан как в AW60-40 (слева), а электрорегулятор PWM (на фото гидроблока слева) и управляет принудительной блокировкой гидротрансформатора более интеллектуально и незаметно, с "проскальзыванием". Что тоже улучшает экономичность и разгонные характеристики, но неуклонно приближает время капремонта гидроблока и АКПП.
Кроме того введены еще другие интеллектуальные опции, работающие за водителя. В общем АКПП AF17 стала похожа на умную жену, которая предугадывает все желания мужа, что часто приводит к соблазну — испытать на прочность такую "уступчивую жену".
Первым обычно вырабатывает свой ресурс фрикцион гидротрансформатора, о чем свидетельствуют протечки сальника гидротрансформатора-насоса 340070.
Из пакетов в первую очередь горят фрикционы пакета Forward. При каждом ремонте меняют и тормозную ленту 352022, обязательно ремонтируют гидротрансформатор и чистят гидроблок с соленоидами. Профилактическую чистку соленоидов умельцы делают сами различными хитрыми методами, что очень полезно для всех возрастных авто и отодвигает старость и немощность.
Типичные ремонтные места АКПП
В первые годы производства встречались случаи, когда из-за ошибок агрегатирования тосол попадал в АКПП и вызывал соответствующие проблемы. Довольно быстро автопроизводители эту "детскую болезнь" вылечили. При капремонте кроме типичных фильтра и ремкомплекта прокладок и сальников (№352002) в половине случаев заказывают еще и Полный комплект фрикционов (352003).
В остальной половине случаев главной проблемой являются два сгоревших пакета сцепления: — Форвард и 3-4 (фрикционы — 352108 и стальные диски пакетов Форвард 352128) и пакета 3-4 — №352120, остальные фрикционы обычно выглядят как новые и имеют приличный запас. А проблема проявлялась при максимальном крутящем моменте. С этим расходниками часто сгорают и упорные диски.Если АКПП долго эксплуатировалась с горелыми стальными дисками, пережигая масло и наполняя масло клеевым слоем с сгоревших фрикционных накладок, то профессионалы меняют все фрикционы, пропитавшиеся таким горелым маслом. А также — тормозную ленту и фильтр.Существует две системы названия пакетов: немецкая (С1 — С3, В1…) и американская (Форвард, 3-4… — по функциональности). В случае сгорания фрикционов в этих двух пакетах рекомендуется проверить износ суппорта крышки и внутренней поверхности барабана Форвард 352554. Смену уплотнительных колец #188 (из Ремкомплекта прокладок) здесь производят при каждой переборке автоматов.
Традиционно для Айсиновских коробок Ремкомплекты "Оверол Кит" выбирают самые непафосные: — Альто и — АТОК №352002, качества которых вполне хватает для неубиваемого железа айсиновских 4-х ступок. Ремкомплект от Пресижн заказывают реже из-за завышенной цены.Одновременно с комплектом фрикционов заказывается и Тормозная лента (352022). После того как горелое масло пропитало фриционные накладки, они требуют замены. Почти в каждый капремонт заказывают и меняют весь комплект 4-х пластиковых шайб опорных подшипников (№352200A). Пластиковые "вошеры" — типичный расходник, который после многолетней работы в среде перегретого масла рекомендовано менять, они имеют свойство рассыпаться от перегревов и старости и попадать в самые больные места.
Из электрики можно отметить типичные проблемы гидроблоков (№352740). Гидравлические клапанные плиты приходится ремонтировать и чистить при каждом капремонте возрастной АКПП (подробнее об болезнях гидроблоков).
Гидроблок для последних модификаций семейства — главный источник всех ранних болезней. Но не из-за того, что он стал хуже, а из-за того, что новые настройки компьютера стали позволять водителям выжимать из коробки все больше, фрикционы работают все жестче, в погоде за конкурентами. Масло загрязняется быстрее. Из-за износа каналов и золотников образуются перетоки между каналами, что приводит к букету проблем: 1- пониженному давлению в линии, 2- отсутствию блокировки ГДТ, проскальзывание фрикциона итд. 3 — сгоревшие пакеты сцепления С2, 3-4, торможения В1… итд. 4 — проблемы при переключении 2, 3-4 скоростей итд. Гидроблоки AW60-40/41SN ремонтируются.
Можно добавить еще и замену соленоидов шифт (переключения скоростей) № 352421A. Иногда меняют соленоид блокировки гидротрансформатора — 352425.
Вот это — типичный набор расходников для планового капитального ремонта этой очень надежной коробки. Если вовремя отремонтировать гидротрансформатор, не дожидаясь износа втулок и шестерен всухую, то этот автомат пройдет еще не одну сотню тысяч. От времени и перегрева часто выходит ресурс у датчиков-сенсоров входных и выходных оборотов: — №352436А и 352438А.
После совсем больших пробегов у водителей, которые любят выжимать максимум из своей машины первым слабым звеном "железа" становится — Планетарный Ряд, №352584. Все известные проблемы последних гидроблоков AW60-40/41SN хорошо описаны на страничке Соннакс.
Гидроблок служит довольно долго, но агрессивные разгоны и езда с изношенными фрикционами муфт может приблизить срок его замены. Окончательный диагноз для гидроблоков после 2006 года можно установить только при демонтаже и плановой чистке. А чистить его приходится уже после 150-200 ткм пробега. К сожалению, владельцы Опелей обычно не сильно берегут трансмиссию.
Если чувствуется запах горелого масла, то чаще всего дело именно в пакете Forward и 3-4. Но стоит, конечно, и помнить о роли съеденного фрикциона блокировки гидротрансформатора. Он во второй половине жизни начинает особенно вредить и гидроблоку и самой акпп.
А вообще, семейство АКПП AW60-40LE считается таким же неприхотливым, как и большинство 4-х ступок Aisin и после проверки и замены всех изношенных слабых звеньев ходят еще долго…