Доброго дня!
Не так давно в своем БЖ я рассказывал про промывки и присадки для топливной системы.
В этот раз мы поговорим про то, стоит ли и если стоит, то как, промывать масляную систему своего автомобиля.
Если вы считаете, что промывки масляной системы это зло, и ничего лучше нет, как менять просто масло почаще-то можете даже не вчитываться в текст. Я ваше мнение точно не поменяю, но и меня, «в свою веру» обращать не стоит…
Немного теории… Промывка масляной системы нужна для того что бы очистить детали и внутренние стенки двигателя от отложений.
Отложения возникают из-за изменение свойств масла в работающем двигателе по следующим причинам:
-высокотемпературные и окислительное воздействие
-механохимические преобразования компонентов масла
-постоянное накопление
Окисление
В работающем двигателе горячее масло постоянно циркулирует и контактирует с воздухом, продуктами полного и неполного сгорания топлива. Кислород воздуха ускоряет окисление масла. Этот процесс происходит быстрее в маслах склонных к пенообразованию. Металлические поверхности деталей выступают в роли катализаторов процесса окисления масла. Масло нагревается, соприкасаясь с нагретыми деталями (в первую очередь, с цилиндрами, поршнями и клапанами), что значительно ускоряет процесс окисления масла. Результатом могут стать твёрдые продукты окисления (отложения).
На характер изменения масла в работающем двигателе оказывают влияние не только химические превращения молекул масла, но и продукты полного и неполного сгорания топлива, как в самом цилиндре, так и прорвавшиеся в картер.
Влияние температуры на окисление моторного масла.
Выделяются два вида температурного режима двигателя:
-работа полностью прогретого двигателя (магистральный режим).
-работа не прогретого двигателя (частые остановки автомобиля).
В первом случае наблюдается высокотемпературный режим изменения свойств масла в двигателе, во втором — низкотемпературный. Существует множество промежуточных условий работы. При определении уровня качества масла, моторные испытания проводятся как в высокотемпературном, так и в низкотемпературном режимах.
Продукты окисления и изменение характеристик моторного масла.
Кислоты (aсides). Наиболее существенными продуктами окисления масла являются кислоты. Они вызывают коррозию металлов, а на нейтрализацию образующихся кислот расходуются щелочные присадки, вследствие чего ухудшаются диспергирующие и моющие свойства и сокращается ресурс работы масла. Возрастание общего кислотною числа, TAN (total acid number) является основным показателем образования кислот.
Углеродистые отложения в двигателе (carbon deposits). На горячих поверхностях деталей двигателя образуются разнообразные углеродистые отложения, состав и строение которых зависят от температуры поверхностей металла и масла. Различают три вида отложений:
-нагар
-лак
-шлам
Необходимо подчеркнуть, что образование и накопление отложений на поверхности деталей двигателя является результатом не только недостаточной окислительной и термической стабильности масла, но и недостаточной его моющей способности. Поэтому износ двигателя и снижение ресурса масла является комплексным показателем качества масла.
Нагар (varnish, carbon deposits) это продукты термической деструкции и полимеризации (cracking and polymerisation) масла и остатков топлива. Он образуется на сильно нагретых поверхностях (450° — 950°С). Нагар имеет характерный черный цвет, хотя иногда может быть белого, коричневого или другого цвета. Толщина слоя отложении периодически изменяется — когда отложений много, ухудшается отвод тепла, повышается температура верхнего слоя отложений и они сгорают. Меньшее количество отложений образуется в разогретом двигателе, работающем по нагрузкой. По структуре, отложения бывают монолитными, плотными или рыхлыми.
Нагар оказывает отрицательное влияние на работу и состояние двигателя. Отложения в канавках поршня вокруг колец препятствуют их движению и прижиманию к стенкам цилиндра (заклинивание, залипание, прихватывание колец (ring sticking). В результате заклинивания и затруднения движения колец, они не прижимаются к стенкам и не обеспечивают компрессию в цилиндрах, мощность двигателя падает, возрастает прорыв газов в картер и расход масла. Прижимание колец отложениями к стенкам цилиндра приводит к чрезмерному износу цилиндров (excessive wear).
Полирование стенок цилиндров (bore polishing) — отложения на верхней части поршней (piston top land) полируют внутренние стенки цилиндров. Полировка препятствует удержанию и сохраняемости масляной пленки на стенках и значительно ускоряет скорость износа.
Лак (lacquer). Тонкий слой твердого или клейкого углеродистого вещества от коричневого до черного цвета, который образуется на умеренно нагретых поверхностях вследствие полимеризации тонкого слоя масла в присутствии кислорода. Лаком покрываются юбка и внутренняя поверхность поршня, шатуны и поршневые пальцы, стержни клапанов и нижние части цилиндров. Лак значительно ухудшает отвод тепла (особенно поршня), снижает прочность и сохраняемость масляной пленки на стенках цилиндров.
Так как же очистить от отложений двигатель, который уже сильно загажен?
1. Разборка двигателя и чистка в ручную с промывкой деталей специальными средствами.
ДВС разбирается. Чистка происходит при помощи технического сольвента (соляры, керосина, растворителя итд). Этот метод, пожалуй, самый быстрый по времени и эффективный, но и самый трудоемкий.
2.Используются промывочные масла.
Обычно промывочное масло представляет из себя обычное минеральное, самое простейшее и дешевое масло — минералку (а зачем туда дорогое? Не ездить же на нем.), в которое добавлены моющие присадки, противоизносные присадки.
Фактически эта промывка для того что бы перемешаться с не сливаемым остатком старого масла (в картере а так же детали двигателя все равно в грязном масле) и нейтрализовать кислотную среду в двигателе. Все это сливается вместе с промывкой — вот главная и основная цель промывочного масла. Боюсь что отмыть грязный двигатель в шламе или лаке оно не способно…
Принцип применения промывочных масел примерно такой: Завели автомобиль погоняли 10-20 минут на холостом ходу, слили отработанное моторное масло, залили промывочное масло в том же заправочном объеме что требуется автопроизводителем для моторного масла, погоняли на холостом ходу 10-20 минут, слили промывочное масло и залили свежее масло.
3.Промывки масляной системы или "пятиминутки" или "долговременные промывки".
Существуют так же специальные промывки «пятиминутки» которые заливаются в старое масло при смене, двигателю дают поработать 5-10-20 минут (читать инструкцию!) и сливают вместе с отработанным маслом.
4. Промывка моторным маслом — как самая нежная промывка.
Существует так же промывка масляной системы обычным моторным маслом — при которой точно ничего не случится. Эта промывка будет совместима с вашим двигателем, сальниками прокладками, вашим будущим маслом итд.
Способ очень простой: заливаете ваше обычное моторное масло или самую дешевую минералку, бренда который вы обычно предпочитаете (что бы не тратить деньги), прокатились на этом масле 500-1000км и слили. Вот и все! Так же на всякий случай можно сменить масляный фильтр. Но есть одно большое НО! Моторное масло обладает очень низкой моющей способностью! Фактически оно только может вынести частички, которые уже оторвались от стенок — а двигатель как был грязным так и останется таким — либо нужно очень много времени и тыс км по принципу «вода камень точит». Точить этот камень можно и 500 тыс км — что сводит на нет промывку двигателя маслом. Не думайте что вы залили масло, откатали 1000км и у вас все внутри блестит. Если отложения действительно серьезные — все останется так же как было!
Основной материал взят отсюда! www.oil-club.ru/promyvki-…atelya-stoit-li-promyvat/ Я добавил лишь свои мысли по данному поводу…
Ну а теперь покажу наглядно какими промывками (конкретно в этот раз) пользуюсь я.
Вообще я люблю заливать и долговременные промывки, и, так называемые, «пятиминутки».
Долговременная промывка масляной системы Oil-Schlamm-Spulung.
Артикул: 1990
С официального сайта:
Усиленная промывка двигателя Oil-Schlamm-Spulung применяется для очистки двигателей в состоянии сильного загрязнения и при наличии шлама, образованного в системе после длительных перегревов, ненормативной замене масла, попадании воды в систему, использовании некачественных масел и топлива. На сильный уровень загрязнений косвенно указывает наличие мазеобразных отложений под масляной крышкой. Помогает устранять вызванные загрязнение системы проблемы, такие как шумы в приводе цепи, стук гидрокомпенсаторов. Рекомендуется для автомобилей с пробегом более 100 000 км. Заливается за 150-200 км до замены масла.
Растворяет сильнейшие шламовые и лаковые отложения. Благодаря специальному пакету присадок и длительному действию проникает глубоко в самые труднодоступные места и очищает все внутренние гидроприводы в двигателе: гидрокомпенсаторы, гидронатяжители, VVT-i, V-TEC, VANOS и др. — Продлевает срок службы нового масла — Благодаря пакету защитных присадок моторного масла безопасно очищает двигатель и образует защитный слой, снижающий трение — Содержит комплекс по уходу за резиновыми деталями системы — Полностью выходит из системы вместе со старым маслом Промывка универсальна для дизельных и бензиновых двигателей. Допускается применение в двигателе с ременным приводом газораспределительного механизма, работающим в масле.
Мое мнение:
С данной промывкой знаком очень давно и применял ее неоднократно.
Обычно заливал перед тем, как ехать в Мурманск (находится от меня в 130 км), а по приезду сразу ехал в гараж или на яму и менял масло. Никакого негатива от применения не обнаружил.
В этот раз перед сменой масла ее заливать не стал, а выбрал для промывки другое средство:
Средство для промывки двигателя Профи Pro-Line Motorspulung.
Артикул: 7507
С официального сайта:
Содержит уникальный пакет присадок, который быстро удаляет все виды загрязнений двигателя даже в самых недоступных элементах масляной системы. Удаляет нагар на днище поршня. Выводит нерастворимые частицы и продукты износа двигателя. — Существенно уменьшает несливаемый остаток и продлевает срок службы нового масла — Благодаря пакету моторных присадок безопасно очищает двигатель и образует защитный слой, снижающий трение — Полностью выходит из системы вместе со старым маслом Применяется как в бензиновых, так и в дизельных двигателях. Подходит для промывки МКПП. Допускается применение в двигателе с ременным приводом газораспределительного механизма, работающим в масле.
Перед заливкой прогрел двигатель для рабочей температуры.
Открыл крышку маслозаливной горловины и залил в двигатель промывку. Воронку решил вырезать из двухлитровой бутылки. Промывка рассчитана на объем масла в пять литров, но, думаю, ничего страшного не произойдет, если маслица будет в двигателе чуть меньше.
Дал поработать двигателю 10 минут на холостых оборотах.
После этого заглушил и слил масло.
Пока масло сливается, открутил крышку масляного фильтра и достал его для детального изучения.
Как видно, крышка не совсем чистая, поэтому залил в нее около 2 мл остатки промывки.
На глазах алюминиевая крышка засверкала идеальной чистотой.
Установил новый масляный фильтр.
Взял две новых резиновых прокладки-одну на крышку маслозаливной горловины, другую на пробку поддона.
Как остатки масла были слиты закрутил пробку поддона усилием 14 Нм. Эта информация указана на поддоне! И залил новое масло.
В каждой записи и в личных сообщениях мне задают кучу вопросов про то, какое масло я заливаю в двигатель своего автомобиля…
Не буду лукавить-я для себя еще не определился с производителем, которого бы стал лить постоянно.
В настоящее время качественных масел много! Единственный нюанс при этом-стоят они не дешево.
На летний сезон решил залить моторное масло Special Tec LL. И опять вернутся к вязкости 5W-30. На днях помещу его в морозилку на -40 градусов и уже по результатам заморозки приму решение о том, стоит ли его использовать в зиму.
С официального сайта.
Рекомендуется для широкого спектра автомобилей с высочайшими требованиями к свойствам моторного масла, таких как Mercedes-Benz, BMW, VW, Opel.
Всесезонное маловязкое моторное масло, произведенное по новейшим технологическим требованиям. Удовлетворяет условиям LongLife-сервиса. Масло протестировано на турбированных и оснащенных катализаторами моторах. Может использоваться и в двигателях Opel предыдущих поколений, в которых разрешено применение моторных масел данного класса вязкости.
— Высочайшие показатели чистоты двигателя
— Быстрое поступление масла к деталям двигателя при низких температурах
— Очень высокая защита от износа и надежность смазывания
— Очень низкие потери масла на испарение
— Экономия топлива и снижение вредных выбросов
— Проверено на турбированных двигателях и катализаторе
Моторное масло Special Tec LL соответствует специальным требованиям BMW, VAG, GM, Mercedes-Benz и др. производителей, поэтому его использование позволяет сохранить все гарантийные условия при прохождении ТО соответствующих автомобилей. Поддерживает высочайшую чистоту двигателя, продлевая срок его службы.
После замены завелся двигатель тихонько (шестерни, конечно две секунды погремели пока новое масло по каналам до них дошло), хотя я ожидал от 30ки более шумную работу.
В общем пока езжу и наблюдаю… Кому интересны результаты заморозки стучитесь в личку через неделю-другую. Мне самому аж интересно. Ну а пока-интрига ))).
Кто дочитал до конца-молодец!
Ну и напомню в очередной раз, что масло следует менять не по пробегу, а по моточасам!
Предыдущая замена у меня была на 86700 км, сейчас на одометре 91500 (если округлить). А вот моточасы (236) почти выработаны… Всему виной долгие зимние прогревы.
Хотел, было, поменять резину… но опять полетели "белые мухи"…
Всем удачи и до новых встреч.