Тема выбора моторного масла – одна из самых популярных тем у автолюбителей, конкуренцию может составить, наверное, только тема выбора резины или бензина. Я сейчас не буду расписывать все свойства масел, приводить разные графики, сравнивая разные масла, а поделюсь с вами информацией о том, как нужно знать при выборе моторного масла и на какие надписи на упаковке надо смотреть при покупки. Многим эта информация и так знакома, а кто-то возможно возьмёт себе на заметку.
И так начнём. Что нужно знать перед покупкой масла в двигатель? Это допуски на масло для своего мотора и необходимую рекомендованную вязкость масла для своих климатических условий. Всё это можно найти в руководстве к своему автомобилю. Рассмотрим это на примере допусков для масла к моему двигателю.Открываем руководство по эксплуатации, находим нужным нам раздел и смотрим что там написано.
Находим свой двигатель, в моём случаи — это бензиновый мотор 1,6 MPI и видим следующие обозначения: — Для Европы: API Servise SL или SM, ACEA A5.
— Кроме Европы API Servise SM, ILSAC GF-4.
Так как Россия – это государство в Восточной Европе и Северной Азии, а Санкт-Петербург ближе к Европе, то соответственно я смотрю параметры для Европы. А теперь разберемся, что это всё значит и как нам это поможет определить, какое масло подходит для нашего двигателя из общего многообразия представленных на рынке масел.
Первое что мы тут видим это надпись: API Servise SL или SM. Что это значит?
API (American Petroleum Institute) — это Американский Институт Топлива. Организация, которая сертифицирует и лицензирует моторные масла. Также API занимается разработкой современных новейших спецификаций и определяет минимальный набор стандартов качества моторных масел для бензиновых и дизельных двигателей, а также для базовых масел.
Буквы SL или SM указывают на класс качества масла. Первая буква “S”(Service) – означает, что масло для бензиновых 4х тактных двигателей. А буквы “L” или “M” – показывают группу масла исходя из его эксплуатационных свойств.
Ряд для бензиновых двигателей выглядит так: SA, SB, SC, SD, SE, SF, SG, SH, SJ, SL, SM, SN. Чем буква дальше от начала алфавита, чем выше эксплуатационные свойства масла. Ниже приведу таблицы с описание данных классов.
Разобравшись с обозначением классов масла по API для бензиновых моторов, скажу пару слов о том, что существует так же классификация масла по API и для дизельных моторов. Для них вместо буквы “S”, пишется буква “C” (Commercial) и их ряд выглядит так: СA, СB, СC, СD, СD-II, СE, СF, СF-2, СF-4, СG-4, СH-4, CI, CI-4(CI-4 PLUS), СJ-4.
Цифры 2 или 4 означает: 2х и 4х тактные двигатели соответственно. Подробную таблицу с описанием делать не буду, она выйдет большая, да и речь у меня идёт о маслах для бензиновых двигателей. Ещё хотел сказать, что каждый следующий класс, полностью замещает предыдущий. Но переходить через два класса, как я понял нельзя.
Ещё один класс по API обозначается буквами EC — Energy Conserving(энергосберегающие масла). Это новый ряд высококачественных масел, состоящий из маловязких, легкотекущих масел, уменьшающих расход топлива на бензиновых двигателях.
Последний класс это RC — Resource Conserving, является ресурсосберегающим маслом и в этой категории только классификация моторного масла API SN. Спецификация RC появилось в 2010 году, когда и API SN.
А теперь о том, как эти обозначения пишутся в спецификациях и на упаковках. Обычно указывается два допуска сразу, ввиду того, что масло может быть универсальным. Оно может подходить, как для бензиновых так и для дизельных двигателей.
Выглядит это так: API SN/CF или SM/CF. Причём первым пишется, тот тип двигателя, для которого более предпочтительно данное масло по мнению производителя. На примере — это бензиновые двигатели, но при этом производитель допускает их использование и в дизельных двигателях.
Так же можно встретить обозначение API SM/EC, API SL/EC или API SN-RC.
Разобрав, что такое классификация моторного масла по API, можно приступать ещё к одной классификации — это ACEA, в моём случаи это ACEA A5.
ACEA — Association des Constructeurs Europeens de L'Automobile (Ассоциация Европейских Производителей Автомобилей).
Классификация ACEA состоит из классов последовательности испытаний — A, B, С и E. Каждый класс в свою очередь подразделяется на категории, обозначенные арабскими цифрами. Далее указывается год введения в действие, а также может быть указание на второе, более позднее, издание данной нормы.
Последняя редакция классификации моторных масел ACEA принята в 2014 году, могу ошибаться конечно, но вроде информацию такую нашел. Однако в связи с тем, что не все новейшие автомасла, которые классифицируются по новой редакции АСЕА, могут применяться в двигателях более ранних годов выпуска, производители довольно часто пишут на упаковках присвоенные классы качества по редакциям 2002 и 2004 гг.
А/В — моторные масла для бензиновых и дизельных двигателей. В эту категорию вошли все разработанные ранее классы А и В (до 2004 года А – автомасла для бензиновых моторов, В – для дизельных).
С — новый класс. Автомасла для дизельных и бензиновых двигателей, соответствующих последним ужесточенным требованиям по экологии выхлопных газов Euro-4 (в редакции 2005 года). Эти моторные масла совместимы с катализаторами и сажевыми фильтрами. Собственно, именно нововведения в европейских требованиях к экологии и стали причиной реконструкции классификации ACEA.
Е – моторные масла для нагруженных дизельных двигателей тяжелого транспорта.
Приведу подробное описание в таблицах ниже.
Цифра после буквы обозначает уровень требований. Чем больше номер, тем выше требования. Исключениями являются уровни А1 и В1, которые относятся к маслам с малой вязкостью -"топливосберегающим". Класс В4 в основном совпадает с классом В2, но дополнен испытаниями на двигателях с непосредственным впрыском топлива.
* Сульфатная зольность.
Проскакивал данный термин в таблицах выше. Решил написать, что это значит.
При сгорании масла образуется зола, которая, в свою очередь, состоит из солей и минералов, находящихся в масле во взвешенном состоянии. Сульфатная зольность масла в процессе работы двигателя, почти не изменяется и в нормативной документации ограничена верхним пределом. Это обусловлено тем, что излишне зольное масло может способствовать повышенному износу деталей, вследствие абразивного воздействия на поверхности трения, а также приводить к преждевременному воспламенению рабочей смеси из-за образования отложений в камере сгорания и неблагоприятно влиять на работоспособность свечей зажигания.
Базовые масла практически беззольны. Довольно высокая сульфатная зольность моторных масел в основном, обусловлена наличием в их составе моющих присадок, содержащих металлы. Эти присадки необходимы для предотвращения нагара и лакообразования на поршнях, кольцах, клапанах и придания маслам способности нейтрализовывать кислоты.
Чем больше щелочное число, тем большее количество кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива, может быть переведено в нейтральное соединение. В противном случае эти кислоты вызвали бы коррозионный износ деталей двигателя и усилили процессы образования различных углеродистых отложений. При работе масла в двигателе, щелочное число неизбежно снижается. Такое снижение имеет допустимые пределы, по достижении которых масло считается утратившим свою работоспособность. Поэтому, при прочих равных условиях, предпочтительнее масло у которого щелочное число выше.
Так же существует ещё классификация масла по ISLAC, которую можно было встретить в рекомендациях к моему двигателю, с припиской — "Кроме Европы". У меня по данной классификации стоит ILSAC GF-4.
Американская ассоциация производителей автомобилей (ААМА) и Японская ассоциация производителей автомобилей (JAMA) совместно создали Международных комитет по стандартизации и апробации моторных масел ILSAC — International Lubricant Standardization and Approval Committee.
Отличительные особенности масел по классификации ILSAC:
— энергосбережение и экономия топлива (по испытаниям ASTM, Sequence VIA);
— пониженная вязкость (2,6-2,9 мПа•с при температуре 150°С и скорости сдвига 106 с-1);
— малая испаряемость (по испытаниям NOACK или ASTM);
— фильтруемость в условиях низких температур (по испытаниям General Motors);
— стойкость к вспениванию (по испытаниям ASTM I-IV);
— высокая стабильность к сдвигу (L-38 не менее 10 часов);
— защита систем снижения токсичности выхлопных газов (малое содержание фосфора).
Далее опять приведу описание всех классов в виде таблицы.
Масла, сертифицированные по ILSAC, часто сертифицируются совместно с API, например ISLAC класса GF-1 используются для бензиновых двигателей и соответствуют маслам API SH, масла ISLAC GF-2 соответствуют API SJ, ISLAC GF-3 соответствуют API SL.
Так же существует классификация моторных масел JASO — она является системой сертификации и лицензирования моторных масел для двигателей производства Японии.
JASO — Japanese Automobile Standarts Organization(Японская организация автомобильных стандартов). Из-за того, что ни одна из действующих классификаций моторных масел, не могла удовлетворить растущие требования к качеству смазочных материалов для японских моторов, в том числе, ужесточавшиеся с каждым годом требования экологов к снижению токсичности выхлопных газов, Японская организация автомобильных стандартов (Japanese Automobile Standarts Organization) приняла решение создать собственную систему стандартизации моторных масел для применения в двигателях японского производства.
Существуют классы для 2х тактных двигателей, о них я не буду упоминать и существуют для 4х тактных бензиновых и дизельных двигателей, информация о классах которых будет, как всегда в виде таблицы ниже.
И последняя классификация — это так называемые OEM допуска. Многих иногда пугают надписи на упаковках, например такие — Ford M2C934-B. И по ошибки понимают это неправильно, думая, что это означает, что масло только для данного автопроизводителя или их двигателей. А это всего лишь спецификация допуска на моторное масло от самих автопроизводителей, которые содержат более жесткие требования к маслу. Для примера приведу ещё один такой допуск:
MB 229.5 Это допуск от Mercedes-Benz для бензиновых двигателей.
Вот его описание: автомасла для легковых автомобилей с увеличенным интервалом замены масла (до 30 тыс. км, в соответствии с рекомендациями производителя автомобиля), соответствующих повышенным требованиям по экологии. Требования несколько повышены в сравнении с требованиями стандартов ACEA A3, B4.
Такие OEM есть не у всех автопроизводителей и наличие допуска одного автопроизводителя, не означает, что его нельзя использовать в двигателях других производителей и таких OEM допусков у масла может быть несколько. Это даёт дополнительную гарантию качества.
На этом, классификация масла заканчивается, но необходимо знать ещё параметр, как вязкость(SAE).
SAE – это классификация масел по вязкости, разработанная Американской ассоциацией автомобильных инженеров (SAE — Society of Automotive Engineers), подразделяет масла на классы по текучести, т.е. способности масла течь и одновременно "прилипать" к поверхности металла. Она действует в Европе, США, Японии и других странах.
Пример обозначения вязкости: SAE 5W-30. Так обозначается всесезонное масло. Существуют ещё зимние и летние малса, но о них я говорить не буду, так как встречаются они очень редко. Скажу только, что они обозначаются так:
— зимние масла: SAE OW, 5W, 10W, 15W, 20W и 25W;
— летние: SAE 20, 30, 40, 50 и 60. Про SAE 20, я не нашел информации по температурам, и не включил их в таблицу, которая будет ниже. Вязкость от 70 и выше – это трансмиссионные масла.
Во всесезонных маслах, как в примере выше (5W-30), буква “W” – означает “Winter”(зима). Цифра перед буквой “W”, обозначает вязкость при отрицательной температуры, а вторая цифра после знака “—“ показывает высокотемпературные свойства зимних масел характеризуя минимальную кинематическую вязкость при 100°С — показатель, чем выше число(20,30,40,50 или 60), чем коэффициент вязкость больше.
Вот так выглядит ряд всесезонных масел: SAE 0W-20, 0W-30, 0W-40, 0W-50, 0W-60, 5W-20, 5W-30, 5W-40, 5W-50, 5W-60, 10W-20, 10W-30, 10W-40, 10W-50, 10W-60, 15W-30, 15W-40, 15W-50, 15W-60, 20W-30, 20W-40, 20W-50, 20W-60.
Чем цифра вязкости меньше, тем масло считается более жидким, а чем больше, тем оно более гуще. Вязкость масла влияет на толщину масляной пленки, которая образуется между трущимися поверхностями. Чем выше вязкость масла, тем больше толщина масляной пленки, чем ниже вязкость, тем меньше толщина масляной пленки.
Вязкость масла не должна быть слишком низкой, потому что это может привести к повреждению двигателя из-за возникновения трения металла об металл. Так же вязкость масла не должна быть и очень большой потому, что деталям будет тяжело двигаться относительно друг, ввиду своей густоты и его будет тяжело прокачать по масляным каналам, что приведет к отсутствию смазки в узлах трения и возникновению сухого трения, а также повышенному расходу топлива. Ещё скажу, что чем больше диапозон показателей вязкости, например, как тут 0W-50 или 0W-60, то тем короче интервал замены масла и наоброт.
Вязкость масла должна быть выбрана из рекомендованных производителем двигателя, ведь она изначально рассчитывается при создании каждого конкретного типа двигателя и указывается в руководстве к автомобилю.
А теперь подвигу итог, что я этой записью хотел сказать. Не нужно быть экспертом, что бы определить какое моторное масло подходит для двигателя. Достаточно лишь знать основные рекомендуемые параметры(допуски и вязкость) для масла, которые всегда легко можно найти в руководстве к своему автомобилю и руководствоваться ими при выборе моторного масла.
Ещё раз повторю, как это должно выглядеть. Смотрим свои рекомендуемые допуска по основным классификациям: API, ACEA, ILSAC или JASO. Далее смотрим рекомендуемую вязкость масла и зная это, можно быть уверенным, что масло на упаковке которого, есть точно такие же допуска и вязкость — вам подходит. Сейчас на любом сайте производителя масла, есть система помощи при подборе масла по конкретной марке авто и типу двигателя который на нём установлен. Что весьма облегчает поиски по конкретному производителю масла, но проверить их правильно никогда не будет лишним.
А что же касается выбора производителя, то тут я никаких рекомендаций давать не буду. Для этого есть различные сайты на которых приведены всевозможные тесты, на которых я думаю без труда можно будет найти уже конкретно интересующее вас масло и узнать, так ли оно хорошо, как о нём пишет производитель.
На этом у меня всё. Всем только качественного масла!