Относительно недавно поменял второй рулевой наконечник, а примерно с 42 тыс км стал замечать постукивания на неровностях в поворотах. Сподобился наконец съездить на диагностику, вердикт: "Обе шаровые опоры загибаются. Если нервы выдержат, то ещё 5-10 тыс км можно поездить".
Стал смотреть что по рекомендациям, и вижу все те же лица, что и с рулевыми наконечниками: оригинальные Renault 401604793R, аналоги Lucas/TRW JBJ721, Moog REBJ2832, Lemforder 2946901\3780901. По МУГу отзывы хуже всех, по Рено и Лемфордеру тоже много нареканий по времени жизни (у людей по году всего ходили). На ТРВ тоже нарекания, а тут ещё и цена у них подозрительно дешевая сейчас, а раньше они были дороже всех… Поэтому (для сравнения живучести) хотел вторую шаровую опору взять другой фирмы, остановил выбор на Sidem 5288.
Сегодня снова смотрел цены, и решил взять обе ТРВ. Заказал, когда ставить буду пока не решил.
Приведу рекомендации для тех, кто думает об аналогичном ремонте.
1) Заменить рычаг в сборе (почти всегда в комплект рычага входит шаровая опора) выходит по цене намного дороже (разница в стоимости материалов раза в 4, хотя работы по замене рычага дешевле), но считается более надежным и качественным вариантом. Требуется это далеко не всегда: обычно возможно сделать 1-2-3 замены только шаровых опор. Также надо смотреть на состояние самих рычагов (туда ещё входят сайлент-блоки).
2) Шаровые опоры попарно менять не обязательно. В моем случае они практически одновременно начали помирать, поэтому планирую менять обе.
3) Рычаги в продаже левые и правые, а шаровые опоры не имеют такой градации.
4) Оригинальные рычаги: левый 545011362r, правый 545004269r. С середины 2013 года начали появляться новые рычаги и шаровые опоры: изменили кулак (посадочное место в поворотном кулаке несколько больше), диаметр пальца больше (толще), проточка не по всему пальцу идет (сбоку, а не по кругу). Шаровые старого образца встают, но не совсем корректно. Приходится мудрить с болтом крепления. В сервисах к этому уже привыкли и наловчились. Левый рычаг 545011727R, правый 545004529R, опора шаровая 401602523R. Т.к. у меня авто 2011 года, то мне нужно выбирать из старых вариантов.
5) Диагностика проблем с шаровыми опорами: подняв (домкратом) авто раскачиваем по очереди передние колеса, взявшись за верх и низ колеса. Дополнительно советуют одновременно с этим нажимать педаль тормоза. При люфте и стуках диагноз готов! Также бывает проблема порванных пыльников, это можно увидеть снизу, когда вытекает из них смазка.
6) Бояться чего-то страшного из-за износа шаровых опор не стоит. На "ВАЗ-классике" шаровые могут вывалиться во время движения, если разболтались. Там машина как бы "висит" на нижних шаровых, потому и вырывает шарнир из корпуса. А у нас — Макферсон подвеска, шарнир наоборот в корпус задавливает. Так что не вылетит. Катайся, пока стук не надоест… (при выскакивании из рычага шаровая будет болтаться, будет сильный люфт, но кулак не даст шаровой выскочить из рычага)
7) Если вы заменили только шаровые опоры, то развал-схождение делать не нужно (в отличие от замены рулевого наконечника). Вообще многие говорят, что на Логане нет Развала, присутствует только Схождение, настолько прост автомобиль.
8) Среди фирм, которые не рекомендуются к покупке: Asam-sa (отзывов много на нее, некоторые даже не плохие), AS Metal (большинство отзывов положительные, но они все старые, а свежие отзывы отрицательные), Delphi, Febest, Fenox, Mapco, Ocap, Pilenga (много отзывов), Ruville (на него разные отзывы, но т.к. это упаковщик, а не производитель, то качество непредсказуемо), Кварц. Кто хочет недорого поэкспериментировать — попробуйте Orjin.
9) Если это у вас не первая замена шаровых, то встречаются рекомендации сварить их точечной сваркой снизу. Сам пока не могу на этот счет составить мнения.
10) Нередко встречаются рекомендации не использовать новенькие болты, идущие в комплекте к новеньким шаровым, а использовать старые (например, www.renault-club.kiev.ua/…php?showtopic=41337&st=20 "гайки слетели на первой попавшей яме, руль вывело в сторону, еле удержал")
Несколько рекомендаций тем, кто уже в процессе замены шаровой опоры:
1) Перед распрессовкой обязательно проверить наличие стопорного кольца-шайбы, потому что иногда он там встречается. Только убедившись, что его нет, далее зачищаем и приступаем к распрессовке шаровой. Если же стопорное кольцо встречается, извлекаем, и можно приступать к распрессовке.
2) Проверяйте наличие пластикового защитного пыльника-накладки, установленного под кулак. Эта пластиковая шайбочка не дает пыльнику притереться об кулак и тем самым порваться, это очень важная вещь, так как заметили, что без этих пластиковых шайб шаровая ходит чуть ли не в два раза меньше.
3) При установке шаровой натолкайте побольше смазки под пыльник, а то с новья её там почти нет.
4) Перед запрессовкой надо пыльник снимать (максимально вытяните вверх), резинку закусывает.
5) Перед запрессовкой прогрейте газовой горелкой посадочное место под шаровую на рычаге, и шаровая запрессуется намного легче и быстрее.
Встретил очень интересную переписку с представителем производителя TRW ffclub.ru/topic/144747/jump_1040/ :
1) Чтобы более тщательно разобраться в проблеме они запросили "фото крышки шаровой опоры, а также номер, который указан на пыльнике".
2) "Шаровая опора, которая идет в сборе с рычагом, и шаровая, которая поставляется отдельно, делаются на разных производственных площадках TRW. Но это никак не отражается на их качестве."
3) "Мы немного почитали Ваш форум: проблема не в шаровой опоре, а в том, что люди пытаются добавить смазки в шаровую. Было несколько постов – снял пыльник, а смазки там очень мало; снял кольцо обратно не могу его надеть. Это делать категорически запрещено – это как раз влияет на ресурс узла. Кольца на пыльнике одно пружинное, другое нет. Сняв кольцо, Вы не сможете его надеть также плотно, как было. Отсюда и износ через 5000 км. На фото с 3 пыльниками хорошо видно, что в шаровой, где был порванный пыльник, добавляли смазку. Очень часто пыльник рвут при монтаже, когда шаровую пытаются совместить с рычагом и при затягивании гаек."
А вот официальная фотография шаровой TRW www.trwaftermarket.com/ru…catalogue/product/JBJ721/
Купил в Экзисте. Пакет прозрачный, запаянный, плотный, с надписями ТРВ. Болт не черный. Пластиковый чехол, инструкция и гайки в комплекте. Никаких наклеек и голограмм не было. На официальном изображении шаровой есть синее кольцо, тут оно светло-серое (пружина). Гравировка TRW Q02. Также в пакетиках имелся листочек бумаги с надписью VCI
И 1000 км не проехал, как решился поменять шаровые (и правда, действуют на нервы). 05.08.2016г, пробег 34270км.
За работу (включая замену масла) взяли 2000р. Шаровые за 998 руб. купил. В комплекте с шаровыми пластиковых защитных накладок не было. Поэтому использовали старые оригинальные, и болты с гайками и шайбами тоже. Количество смазки на новых шаровых не проверяли, как и рекомендовал производитель.
Проверили сайлентблоки: два в отличном состоянии, два — в хорошем.
Проверили наконечники рулевых тяг — состояние отличное.
Старое масло оказалось с запашком, будто присадки в нем какие-то.
Антифриз на минимальном уровне, хотя обновляли его (впервые) полгода назад.
Шумят клапана — запланировать на следующее ТО регулировку. Ну и свечи к следующему ТО можно поменять (по километражу).
Сделали схождение "на глазок".