Любая длительная поездка с комфортным ночлегом невозможна без автономного отопителя, особенно в осенне–весенний, а в зимний период тем более. Обычно после успешного запуска печки, тепло еще не начало поступать, а на душе уже как то тепло и уютно становится…такие ощущения я испытываю.
Почему Truma и почему газовая? Ну стоит сказать, что был положительный опыт эксплуатации такого отопителя (средней мощности Trumatic e2400) на грузовом а/м. На раме висело два баллона по 24 литра. После недельного простоя с работающей автономкой, аккумуляторы(2х180ач) спокойно запускали двигатель(t -10 -15, газ не замерзал), и думаю неделя не предел, это к вопросу об потреблении тока.
Выдержка из каталога — Отопители Trumatic работают на сжиженном газе, пропане или пропан-бутане. Для обеспечения процесса горения воздух на входе в печку подогревается выходящими газами. Газ сгорает полностью, практически не создавая продуктов сгорания, т.е. не наносит такого вреда окружающей среде, как отопители, работающие на бензине или дизтопливе. У Trumatic самый экономичный обогрев — КПД составляет 97 % (!), самое маленькое потребление тока — 0,4—0,6 ампера, самый тихий вентилятор — уровень шума не более 29 децибелов.
Потом себе в бусике я устанавливал так же, но самую слабую — Truma e1800(1,8кВт), на 24в, для подключения использовал китайский маленький повышающий трансформатор с 12в-24в, размером с девятивольтовую крону. При запуске и работе автономки, напряжение ботовой сети даже не проседало. На маx мощности(18w) — потребление 0,75А, на min(11w) — 0.45A при 24 вольтах. Но для буса, откровенно говоря, 1,8 кВт было мало, при t° ниже минус 15 и сильном ветре, мощности автономки реально не хватало, спать было прохладно, но правда и у салона утепления никакого, шторки частично. Только сам утеплялся одеждой.
Поэтому в тоёте думал либо о дизельной либо… в общем попалась Трума е2800(2,8кВт) так же на 24 вольта. Хорошая, помощнее, но и по размерам своим совсем не малыш, в два раза крупнее модели e1800 (размер 530мм*300мм*160мм – огроменная таки). Автономка была отдефектована мастером и отложена до установки.
В общем, наконец-то пришло время этого приятного этапа, этапа отопления 75й. Достал печурку, покрутил, повертел в багажнике, ну вообще никуда не вписывается, а ещё и выхлоп городить.
Ну если куда то и вписывалась, то мне это вообще не нравилось – колхоз получался. Вариант отпадает. Правда в гараже во время покраски она меня здорово выручила, кочегарила – мама не горюй, на 30 градусов держала температуру выше чем на улице. Значить — пригодится ещё! Рано ей на пенсию, хоть и древняя.
В общем, решил примерить её младшего брата trumatic e1800. Демонтировал с бусика, приставил, и место ей сразу нашлось – другое дело, буду ставить. У Тоёты салон поскромнее буса, так что будет в самый раз соотношение объёма к мощности, и не ошибся.
Теперь выхлоп. В отличии от дизельной автономки, у газовой выхлоп должен быть коаксиальный, то есть воздух на входе в печку подогревается выходящими газами. Для этого на конце магистралей впуска и выпуска(в борту обычно) стоит специальная насадка/накладка, два в одном, которая и разделяет контура выхлопа и впуска. В комплекте с печуркой, мне она не досталась. Будем изготавливать сами, так как 3d принтера у меня нет(так бы напечатал), решил будет хардкор из нержавейки, тем более на бусе уже проходил этот этап. Чтобы не уродовать кузов лишними отверстиями, просто жалко было, демонтировал левую вент решётку(в случае необходимости решетка возвращается без проблем, лишних отверстий не делалось) и на её место решено интегрировать выхлоп. Закупил трубки нерж. нужного диаметра и нерж. электроды, всё остальное нашел у себя на “барахолке” в гараже. Ну и начал колдовать.
После сварочных работ, всё собрал, примерил, прикрутил "грибок" – нормально. Прямоугольную выхлопную панель, с приваренными к ней атрибутами, посадив на чёрный стекольный герметик, притянул болтами – ЧИТАЙ ГОТОВО. Ну а дальше всё видно на фотографиях – баллон, редуктор, разводка. Одна магистраль к отопителю, другая к плитке газовой.
Ещё заправочный клапан буду ставить с улицы для беспрепятственной заправки на АГЗС.
Из минусов видится:
1. Возможный дефицит газа в отдаленных частях нашей родины. Одного баллона газа (12л=7кг) на минимальной мощности отопления хватит на 4 суток непрерывной работы отопителя, но ясно что по достижении заданной t°, он отключается, а t° падает, он опять запускается. Минимальный расход газа 0,075кг/час, максимальный 0,150кг/час). На дальняк едут со мной два таких баллона по 12 литров, почему два по 12л — под спалку подбирал, они по высоте как раз становятся.
2. Кратковременный глубокий брод, выше выхлопа — угроза затопления, при котором надо будет снимать патрубки в салоне со стороны печки(доступ там есть) и надевать условный резиновый колпачок(припас уже), и после проезда возвращать все обратно. Вариант другой, упрощенный — воспользоваться другим резиновым чехольчиком))) и надеть)) его снаружи на грибок, затянув пластиковой стяжкой между грибком и бортом. Оба варианта рабочие.
П.С. Всё присматриваюсь к композитным баллонам, из за значительного выигрыша в весе…