Всем привет!
Аккумулятору ровно 3 года, решил провести ему диагностику и лечебно восстановительный заряд. Заодно ещё раз убедится в животворящей силе полностью автоматического и адаптивного ЗУ Бережок V1. Как говорится когда коту делать нечего… :))). Аккумуляторы не заряжал если честно со времён Жигулей. Как то они у меня жили на предыдущих машинах лет по 5 и потом менялись на новые. Но на 4 году как правило зимой уже несколько раз подводили и приходилось на морозе его снимать, везти в какую нибудь контору и оставлять на зарядку. Волею судьбы, не так давно мне пришлось обзавестись необходимым оборудованием для периодической подзарядки акб на втором авто Мазде СХ 5. Ну и думаю дай ка гляну что там с акб на камрюхе. Короче 30 декабря помыл свою красавицу, на новогодние каникулы уехали в загородный дом, поставил камрюху в гараж и снял акб для диагностики и подзарядки. Ну и картинка честно говоря не радужная оказалась. Акб 3 года, эксплуатация ежедневная, коротких поездок практически нет. Так что же имеем но итогу. А ну чуть было не забыл, перед тем как начать диагностику сводил акум в баню :))), помыл. Клеммы были намазаны какой то жирной фигней у ОД, в Помощь пришёл очиститель тормозных дисков с последующей мойкой с шампунем. Отогрел до температуры 22 С, все теперь можно проводить диагностику.
Итак результаты диагностики следующие. Акб имеет пусковой ток 343 А вместо 603 заводских, жизненная сила акб 56 %, внутреннее сопротивление 4.90 (но это спустя час после поездки, через 13 часов оно поднялось и составило 6.93 мОм, это очень много), напряжение тоже неплохое 12.79 В, опять таки это спустя всего лишь 1 час после поездки. За пару дней простоя на морозе минус 20 С, напряжение на авто просаживалось уже до 12.2 В. Тестер, пишет что Акб пора заменить. Акб потерял почти 50 % своей емкости. Плотность в банках от плюсовой клеммы:
1. 1.27
2. 1.275
3. 1.28
4. 1.28
5. 1.28
6. 1.26
Плотность в средних банках тоже неплохая. Норма 1.27-1.29. Крайние банки отстают по плотности с разницей до 0.02.
В целом имеем разбалансированный АКБ с потерей 1/2 емкости и также почти в 2 раза ниже завода пусковым током. Если оставить акб в таком же состоянии, то думаю в следующую зиму он уже начнёт доставлять проблемы как и на предыдущей камрюхе 50-ке. На 50-ке акб я поменял через 5 лет.
Планы были изначально, позаниматься акб основательно. Что было сделано.
Поставил НОЗ на ЗУ Бережок 16.5 В и запустил процесс заряда в автоматическом режиме. Повторюсь, данное устройство работает автоматически, нет необходимости вкл, выкл, запускать различные режимы заряда, бережок от слова бережный, сделает все сам, безопасно и максимально эффективно для акб. Кроме того режимы заряда он подбирает в зависимости от текущего состояния акб. Т. е. Проводит основной заряд, далее переходит на восстановительный заряд и десульфатацию, далее на дозаряд и по окончании заряда переходит в режим хранения. По этого первого заряда в течении 36 часов получили следующие результаты:
Жизнь акб 94. %
Заряд 98 %
Внутреннее сопротивление 4.83 мОм
Пусковой ток 571 А
Плотность по банкам
1. 1.27
2. 1.29
3. 1.29
4. 1.29
5. 1.29
6. 1.27
По сути на этом можно было бы и закончить. Но так скучно. :))) Решил ещё с ним поиграть, восстановить максимально и уменьшить по возможности разбаланс по крайним банкам.
Далее, сделал разряд по ГОСТу, током 1/20 емкости АКБ ( 3.5 А — это 1/20 от 70 Ач) до напряжения касания 10.5 В, с помощью электронной нагрузки. В результате чего была определена остаточная емкость АКБ — составила 57 Ач. Таким образом за 3 года акб потерял в виду своего естественного старения 13 Ач. Фото окончательного слива сделать подзабыл. Но есть несколько промежуточных. Так что по поводу остаточной емкости придётся вам поверить мне на слово :))).
Картина после разряда по ГОСТу удручающая, перед нами акб трупп, с зарядом 0 %. :))). Предупреждаю, если у вас нет запаса времени на последующий заряд после такого глубокого разряда, то никогда тактные делайте. :))) Устанете заряжать.
Результаты после полного разряда:
Как видно, полный разряд не выровнил плотность по всем банкам, разбаланс сохранился и увеличился до 0.03. Ещё один момент, ни в коем случае не оставляйте в таком разряженном состоянии акб. Процесс сульфатации пластин начинается при плотности ниже 1.25, а здесь плотность 1.1-1.14, вся кислота ушла в пластины и если оставить в таком состоянии акб, то он безвозвратно может засульфатироваться. Так что ставим на заряд и заражаем. Заряжал в 3 захода, суммарно потрачено времени 107 часов.
Получили результаты:
Плотность по банкам
1. 1.29
2. 1.31
3. 1.31
4. 1.31
5. 1.31
6. 1.29
Плотность очень высокая. Поднимал для того чтобы вытянуть крайние банки. Но они сволочи, все равно отставали на 0.02 от средних.
Показатели кстати при такой плотности ухудшились:
Внутренне сопротивление 4.90 мОм
Пусковой ток 564 А
Жизнь 93 %
С такой плотность оставлять акб не было никакого желания. Слишком высокая плотность вредна для акб. Оптимальной после окончания заряда считается 1.28.
Было принято решеное сделать небольшой разряд до 12.5 В чтобы понизить плотность и повторно зарядить до нужной нам плотности. Почему разряд, а не корректировка дис водой? Да потому что уровень электролита во всех банках по верхнюю метку.
По факту сделал разряд за 4.55 часа до 12.6 В. Этого оказалось достаточно. Плотность в крайних банках получилась 1.25, в средних 1.26. Жизнь акб стала опять 94%, внутренне сопротивление опять стало 4.82 мОм, пусковой ток 573 А. Далее зарядом в автомате с поиском напряжения касания, оно у меня для текущего состояния акб получилось 16.8 ( можно и 16.7 В, взял чуть с запасом). Т.е. сделал заряд на НОЗ 16.6 В, плотность поднялась, но недостаточно, заряд составил 7 часов. Сделал заряд ( 7 часов) на НОЗ 16.7 В, плотность поднялась в средних банках до 1.28, в крайних до 1.29. Можно было оставить так. Решил ещё чуток поднять плотность. На авто акб чуть разрядится и она придёт в норму 1.27-1.28. По итогу сделал последний заряд на НОЗ 16.8 В, заряд также примерно прошёл за 7 часов. ЗУ перешел в режим хранения. Подержал акб на заряде в режиме хранения. Спецы говорят это полезно для акб.
Итак внимание! Что мы получили в результате этого стационарного восстановительного заряда. Замеры произведены после 12 часов отдыха и простоя акб после заряда, это важно.
Плотность по банкам
1. 1.28
2. 1.29
3. 1.29
4. 1.29
5. 1.29
6. 1.28
Жизненную силу акб 98%
Заряд акб 98 %
Внутренне сопротивление 4.66 мОм
Пусковой ток 593 А, для 3-х летнего акб и задского тока в 603 А, считаю неплохо.
НРЦ 13.04 В, норма — должно быть не более 13.2 В.
Данные после полного заряда и восстановления на фото.
Ну вот по сути и все. Акб возвращён на своё место, полностью восстановлен практически до своих заводских параметров. По результатам 2-х КТЦ он наверняка и емкость свою увеличил относительно первого разряда и определения остаточной емкости в 57 Ач. По итогу первых дней эксплуатации уже вижу по сигналке, что ниже 12.9 В пока не разряжается. Впереди как раз неделя с морозами до минус 30 С. Посмотрим как он себя поведёт.
Всем добра, исправных, обслуженных и полностью заряженных акб, чтобы в любой мороз они вас не подвели!